No Image

Чем отличается тон от оттенка

СОДЕРЖАНИЕ
57 просмотров
06 мая 2020

Благодаря солнечному свету человек видит мир цветным. Встает солнце, под его лучами темные предметы постепенно оживают, как бы окрашиваясь разными красками. В системе Гете триада превращается во все возможные градации спектра. Дошкольник назовет лишь 7 основных цветов, по разным источникам, глаз обычного человека различает от 100 до 5000 окрасок, таблицы астронавтов США содержат миллионы цветовых валентностей. Что считать цветом, а что оттенком?

Что такое цвет?

Границы видимого света

Повторяя дисперсионный опыт Ньютона, любой школьник может 3-хгранной призмой разложить белый свет в спектр, в котором человеческий глаз различит участки от красного до фиолетового. Похожую картинку разделения естественного или искусственного света на фракции дают дифракционная решетка и радуга. Источник света излучает лучи – пучки своих частичек (фотонов). Поток фотонов содержит волны различной длины:

Цвет Длина волны, 10 -9 м
Красный 650-800
Оранжевый 590-640
Желтый 550-580
Зеленый 490-530
Голубой 460-480
Синий 440-450
Фиолетовый 390-430

Понятие цвета

Сами волны бесцветны. Каждый объект поглощает часть волн, а остальные отражает. Черный объект поглощает практически все падающие на него фотоны, преобразуя их энергию в тепло. Поэтому в такой одежде кажется теплее. Серые поглощают свет меньше. От белых предметов идеально отражаются весь световой поток. Окрашивание создается в мозгу человека в зависимости от того, волны какой частоты пройдут через его глаза. В глазах есть фоторецепторы:

  • Палочки (реагируют на формы, движение);
  • Колбочки (разъединяют волны в зависимости от частоты).

Человек увидит тот цветовой вариант, который сформируется в зависимости от соотношения волн, смешанных в потоке отраженного от предмета света.

Окружающие человека предметы тоже бесцветны. Стена здания кажется нам белой только при попадании на нее солнечных лучей. При синем освещении она выглядит синеватой, желтым – желтоватой и т.п. Под лампой дневного света ежевика выглядит синей, под синей лампой – ярко-синей, помещенная под желтый светофильтр, становится зеленой, а под оранжевый – почти черной.

Цвет – это качественный субъективный параметр излучения в оптическом диапазоне, устанавливаемый на базе физиологического визуального ощущения, и зависящий от физических, физиологических и иных факторов оценщика.

Круг Гете

Обычно при практическом использовании флористы, художники, парикмахеры и представители других профессий, связанных так или иначе с изобразительным искусством, объединяют для удобства 2 ньютоновских диапазона от 440 до 480 нм в один синий. Считается, что существует 3 первичных цвета: синий; красный; желтый. Смешением их получают вторичные: фиолетовый, оранжевый и зеленый. Чередуя первичные окраски со вторичными, их располагают по кругу.

Если смешать вторичные, то появятся третичные: красно-фиолетовый, оранжево-красный и т.д. Третичные цветовые градации размещаются между первичными и вторичными. Половина из них (от желтого до фиолетового-красного) называется теплыми, а остальные – холодными.

Читайте также:  Узоры крючком из меланжевой пряжи

Что такое оттенок?

Оттенок (валер, градация тона, колер, нюанс) – вариант цвета, образующийся при смешивании в нужных пропорциях близких окрасок. Переходя от одного варианта к другому по видимому спектру излучений, можно пройти весь непрерывный ряд спектральных вариаций.

Что общего у цвета и его оттенков?

Они являются объектами изучения одной и той же науки – колориметрии. В природе их как таковых не существует. Это продукты обработки мозгом информации, поступающей через глаза в форме оптических волн.

Алый, каштановый, кардинал, кармин, малиновый, ржавый, каштановый, киноварь, коралловый, бордовый, гранатовый… Все упомянутые оттенки принадлежат к одному и тому же участку «красного» частотного спектра от 650 до 800 нанометров.

В чем разница?

Цвет имеет 4 основных отличия от оттенка:

  1. Является более широким понятием. Он занимает в оптическом спектре определенную полосу частот, внутри которой расположены все его нюансы.
  2. Обычный человек видит все основные цветовые градации, но может не различать какие-либо градации тона. Есть мнение, что женщины из-за наличия 2-х Х-хромосом воспринимают больше вариаций красного.
  3. Имеет градацию по насыщенности. Наиболее насыщенный тон получается при идеальном отражении волны. Чем более полно идет отражение и меньше добавок примесей в монохроматическую волну (одночастотную), тем более насыщенную градацию тона видит человек.
  4. Может меняться по светлоте, оставаясь тем же по насыщенности и колеру.

Цвета, воспринимаемые глазом, делят на 2 вида:

  • Хроматические (спектральные)
  • Ахроматические (белый, варианты серого и черный)

За восприятие того или иного вида отвечают различные клетки органа зрения. Разная степень светлоты достигается добавлением ахроматического компонента.

Вывод

С точки зрения физиологии, цвет – это субъективное понятие, вызванное зрительным восприятием отраженного от предмета света. С технической точки зрения, ‑ индивидуальная характеристика конкретного источника излучения (например, синий моносвет). Изменяя насыщенность и светлоту того или иного цветового варианта, добиваются потрясающего многообразия оттенков.

Сходили бы поучились в художественную школу, половина подобных вопросов сразу отпадёт) Не первый уже ваш вопрос из разряда азов. Я даже угадывают ваши вопросы по заголовку в ленте))

Если коротко, то:
Цвет — это характеристика объекта (вспомним школьную физику).
Тон — это характеристика цвета, отвечающая за его положение в спектре.

По поводу школьной физики. Всё-таки не совсем верно.

Цвет — это ощущение, которое возникает в сознании человека при воздействии
на его зрительный аппарат электромагнитного излучения с длиной волны в
диапазоне от 380 до 760 нм. Эти ощущения могут быть вызваны и другими
причинами: болезнь, удар, мысленная ассоциация, галлюцинации, и др.

Тон (англ. hue ) — одна из трёх основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и светлотой. В строгом колориметрическом смысле тон — это направление вектора цветности (вектора на диаграмме цветности с началом в точке белого и концом в данной цветности). Направление может быть задано углом (это и есть цветовой тон), в то время как удаленность от точки белого задается в процентах и называется насыщенностью (степенью смешивания наиболее насыщенных цветов — спектральных или крайних пурпурных с белым). Именно тон определяет название цвета, например «красный», «синий», «зелёный».

Читайте также:  Шапка под мужское пальто классика

Цветовая модель CIECAM02 определяет тон как степень отличия цвета (трёхстимульной величины) от основных цветов называемых красным, зелёным, синим и жёлтым (основные тона).

С точки зрения спектрального состава излучения тон определяется характером распределения излучения в спектре видимого света, причём, главным образом, положением пика излучения, а не его интенсивностью и характером распределения излучения в других областях спектра. Использование спектральных понятий для описания цвета и его характеристик является условным, так как цвет — это трёхстимульный результат воздействия спектра, который может быть получен разными спектральными составами излучений и все его характеристики определяются данным трёхстимульным значением (тремя откликами колбочек).

Содержание

Тепло-холодные отношения тонов в живописи [ править | править код ]

В теории изобразительного искусства используют определения: "хроматические тона" и "ахроматические тона", таким образом понятию тональности придаётся более широкое значение, что закреплено в специальной науке о цвете (колористике) и в прикладной теории цвета для художников: цветоведении. В живописи тональные отношения, включающие насыщенность цвета, его яркость и светлоту, создаваемые живописцем добавлением белил или чёрной краски, отличают от светотеневых отношений: валёров [1] . В натуралистическим, нехудожественном, техническом изображении понятия тональных и светотеневых отношений отождествляют. Художники также используют понятие "основного тона" (аналогично музыке), который придаёт цельность всему изображению. Кроме того хроматические и ахроматические тона различают по тепло-холодности. В хроматической гамме тёплые и холодные тона разделяются согласно физическим свойствам спектра, в ахроматической — в зависимости от свойств белой или чёрной краски (которые также в зависимости от химического состава пигментов делятся на тёплые и холодные). Тёплые и холодные тона вызывают различные физиологические ощущения. К тёплым тонам относят желтый, оранжевый и красный, к холодным — синий, голубой, зеленый, фиолетовый. Каждый из этих тонов может иметь более теплые или более холодные оттенки. Тёплые тона имеют свойство казаться выступающими, а холодные — отступающими в глубину. На этих свойствах, как и на гармонических сочетаниях, в значительной степени основаны эстетические и художественные качества произведений искусства. Например, если свет художник пишет тёплым тоном, то тень (даже с учётом рефлексов) обязательно холодным и наоборот [2] . Ахроматические (черно-белые) тона, находящиеся вблизи ярких тёплых или холодных цветов, по закону одновременного контраста принимают оттенки дополнительных, или комплементарных, цветов. Психологическое значение тёплых и холодных цветов, соответствующих определенным темпераментам человека, в начале XIX в. пытались обосновать поэт и учёный И. В. Гёте, немецкий художник-романтик Ф. О. Рунге, разработавший модель "цветового шара" — основополагающую для науки колористики (1809) [3] .

Читайте также:  Джемпера и пуловеры женские спицами со схемами

В цветовом круге, также впервые разработанном Рунге, показано взаимодействие дополнительных тонов (при оптическом смешении они взаимно уничтожаются и дают белый тон), образующих пары: красный — зелёный, оранжевый — голубой, жёлтый — фиолетовый. В каждой паре один цвет тёплый, другой — холодный. Расположенные рядом, они усиливают друг друга. На этом оптическом свойстве основана цветовая гармония (достигаемая с помощью нюансировки тепло-холодных отношений) и возможность для живописца сравняться с природой в насыщенности и яркости тонов, поскольку светосила красок намного слабее соответствующих хроматических тонов (цветов) в природе. Поэтому одна из основ профессионального отношения к живописи: учитывание различий оптических и эстетических свойств цвета и краски. Каждая пара дополнительных цветов включает один из основных тонов спектра (их невозможно получить смешением красок): красный, жёлтый и синий. Другой тон каждой пары является производным от их смешения. Таким образом в каждой паре есть общий полутон, благодаря которому и возникает цветовая гармония или "хроматическая гамма". Темперированный хроматический ряд в живописи сродни понятию музыкальной гармонии.

Одновременный контраст дополнительных тонов открыли и умело использовали французские импрессионисты и постимпрессионисты. Так, например, живописец Жорж Сёра говорил своим друзьям, что прибрежный песок, оранжевый на солнце, в тени выглядит голубым, а «зеленые верхушки деревьев на фоне серого неба окружает розовый ореол» [4] [5] . Импрессионисты усиливали одновременный контраст дополнительных цветов, что зрителю подчас кажется преувеличением, но только таким способом можно приблизиться к светосиле цвета в природе. Собственно, это было известно и ранее. К подобным приёмам прибегал, например, П.П.Рубенс.

В обыденной речи термином "тон" обычно обозначают и другие цветовые характеристики объекта, например яркость: «светлый тон» или «тёмный тон». Три цвета хроматического ряда (например: красный, синий, желтый), уравненные по трем основным колориметрическим признакам: тону, светлоте и насыщенности образуют так называемую триадную цветовую гармонию. Как и в комплементарной гармонии дополнительных цветов, при смешивании цветов триады получается ахроматический тон (белый или черный). При соединении любых двух цветов триады получается тон, дополнительный к третьему. Смешиванием триадных цветов в разных пропорциях можно получить любой тон. Поэтому в различных цветовых моделях графического и компьютерного дизайна триадные цвета избираются в качестве основных. Такая методика сложилась на основе теории, выдвинутой в середине XIX в. немецким физиком и математиком Германом Грассманом. В современной полиграфии чаще используют в качестве триадных голубой, пурпурный и желтый либо красно-оранжевый, зеленый и синий. Сочетание триадных цветов достаточно активно даже при малой насыщенности тона или светосиле краски

Комментировать
57 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Женский
0 комментариев
No Image Женский
0 комментариев
No Image Женский
0 комментариев
Adblock
detector