Благодаря солнечному свету человек видит мир цветным. Встает солнце, под его лучами темные предметы постепенно оживают, как бы окрашиваясь разными красками. В системе Гете триада превращается во все возможные градации спектра. Дошкольник назовет лишь 7 основных цветов, по разным источникам, глаз обычного человека различает от 100 до 5000 окрасок, таблицы астронавтов США содержат миллионы цветовых валентностей. Что считать цветом, а что оттенком?
Что такое цвет?
Границы видимого света
Повторяя дисперсионный опыт Ньютона, любой школьник может 3-хгранной призмой разложить белый свет в спектр, в котором человеческий глаз различит участки от красного до фиолетового. Похожую картинку разделения естественного или искусственного света на фракции дают дифракционная решетка и радуга. Источник света излучает лучи – пучки своих частичек (фотонов). Поток фотонов содержит волны различной длины:
Цвет | Длина волны, 10 -9 м |
Красный | 650-800 |
Оранжевый | 590-640 |
Желтый | 550-580 |
Зеленый | 490-530 |
Голубой | 460-480 |
Синий | 440-450 |
Фиолетовый | 390-430 |
Понятие цвета
Сами волны бесцветны. Каждый объект поглощает часть волн, а остальные отражает. Черный объект поглощает практически все падающие на него фотоны, преобразуя их энергию в тепло. Поэтому в такой одежде кажется теплее. Серые поглощают свет меньше. От белых предметов идеально отражаются весь световой поток. Окрашивание создается в мозгу человека в зависимости от того, волны какой частоты пройдут через его глаза. В глазах есть фоторецепторы:
- Палочки (реагируют на формы, движение);
- Колбочки (разъединяют волны в зависимости от частоты).
Человек увидит тот цветовой вариант, который сформируется в зависимости от соотношения волн, смешанных в потоке отраженного от предмета света.
Окружающие человека предметы тоже бесцветны. Стена здания кажется нам белой только при попадании на нее солнечных лучей. При синем освещении она выглядит синеватой, желтым – желтоватой и т.п. Под лампой дневного света ежевика выглядит синей, под синей лампой – ярко-синей, помещенная под желтый светофильтр, становится зеленой, а под оранжевый – почти черной.
Цвет – это качественный субъективный параметр излучения в оптическом диапазоне, устанавливаемый на базе физиологического визуального ощущения, и зависящий от физических, физиологических и иных факторов оценщика.
Круг Гете
Обычно при практическом использовании флористы, художники, парикмахеры и представители других профессий, связанных так или иначе с изобразительным искусством, объединяют для удобства 2 ньютоновских диапазона от 440 до 480 нм в один синий. Считается, что существует 3 первичных цвета: синий; красный; желтый. Смешением их получают вторичные: фиолетовый, оранжевый и зеленый. Чередуя первичные окраски со вторичными, их располагают по кругу.
Если смешать вторичные, то появятся третичные: красно-фиолетовый, оранжево-красный и т.д. Третичные цветовые градации размещаются между первичными и вторичными. Половина из них (от желтого до фиолетового-красного) называется теплыми, а остальные – холодными.
Что такое оттенок?
Оттенок (валер, градация тона, колер, нюанс) – вариант цвета, образующийся при смешивании в нужных пропорциях близких окрасок. Переходя от одного варианта к другому по видимому спектру излучений, можно пройти весь непрерывный ряд спектральных вариаций.
Что общего у цвета и его оттенков?
Они являются объектами изучения одной и той же науки – колориметрии. В природе их как таковых не существует. Это продукты обработки мозгом информации, поступающей через глаза в форме оптических волн.
Алый, каштановый, кардинал, кармин, малиновый, ржавый, каштановый, киноварь, коралловый, бордовый, гранатовый… Все упомянутые оттенки принадлежат к одному и тому же участку «красного» частотного спектра от 650 до 800 нанометров.
В чем разница?
Цвет имеет 4 основных отличия от оттенка:
- Является более широким понятием. Он занимает в оптическом спектре определенную полосу частот, внутри которой расположены все его нюансы.
- Обычный человек видит все основные цветовые градации, но может не различать какие-либо градации тона. Есть мнение, что женщины из-за наличия 2-х Х-хромосом воспринимают больше вариаций красного.
- Имеет градацию по насыщенности. Наиболее насыщенный тон получается при идеальном отражении волны. Чем более полно идет отражение и меньше добавок примесей в монохроматическую волну (одночастотную), тем более насыщенную градацию тона видит человек.
- Может меняться по светлоте, оставаясь тем же по насыщенности и колеру.
Цвета, воспринимаемые глазом, делят на 2 вида:
- Хроматические (спектральные)
- Ахроматические (белый, варианты серого и черный)
За восприятие того или иного вида отвечают различные клетки органа зрения. Разная степень светлоты достигается добавлением ахроматического компонента.
Вывод
С точки зрения физиологии, цвет – это субъективное понятие, вызванное зрительным восприятием отраженного от предмета света. С технической точки зрения, ‑ индивидуальная характеристика конкретного источника излучения (например, синий моносвет). Изменяя насыщенность и светлоту того или иного цветового варианта, добиваются потрясающего многообразия оттенков.
Сходили бы поучились в художественную школу, половина подобных вопросов сразу отпадёт) Не первый уже ваш вопрос из разряда азов. Я даже угадывают ваши вопросы по заголовку в ленте))
Если коротко, то:
Цвет — это характеристика объекта (вспомним школьную физику).
Тон — это характеристика цвета, отвечающая за его положение в спектре.
По поводу школьной физики. Всё-таки не совсем верно.
Цвет — это ощущение, которое возникает в сознании человека при воздействии
на его зрительный аппарат электромагнитного излучения с длиной волны в
диапазоне от 380 до 760 нм. Эти ощущения могут быть вызваны и другими
причинами: болезнь, удар, мысленная ассоциация, галлюцинации, и др.
Тон (англ. hue ) — одна из трёх основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и светлотой. В строгом колориметрическом смысле тон — это направление вектора цветности (вектора на диаграмме цветности с началом в точке белого и концом в данной цветности). Направление может быть задано углом (это и есть цветовой тон), в то время как удаленность от точки белого задается в процентах и называется насыщенностью (степенью смешивания наиболее насыщенных цветов — спектральных или крайних пурпурных с белым). Именно тон определяет название цвета, например «красный», «синий», «зелёный».
Цветовая модель CIECAM02 определяет тон как степень отличия цвета (трёхстимульной величины) от основных цветов называемых красным, зелёным, синим и жёлтым (основные тона).
С точки зрения спектрального состава излучения тон определяется характером распределения излучения в спектре видимого света, причём, главным образом, положением пика излучения, а не его интенсивностью и характером распределения излучения в других областях спектра. Использование спектральных понятий для описания цвета и его характеристик является условным, так как цвет — это трёхстимульный результат воздействия спектра, который может быть получен разными спектральными составами излучений и все его характеристики определяются данным трёхстимульным значением (тремя откликами колбочек).
Содержание
Тепло-холодные отношения тонов в живописи [ править | править код ]
В теории изобразительного искусства используют определения: "хроматические тона" и "ахроматические тона", таким образом понятию тональности придаётся более широкое значение, что закреплено в специальной науке о цвете (колористике) и в прикладной теории цвета для художников: цветоведении. В живописи тональные отношения, включающие насыщенность цвета, его яркость и светлоту, создаваемые живописцем добавлением белил или чёрной краски, отличают от светотеневых отношений: валёров [1] . В натуралистическим, нехудожественном, техническом изображении понятия тональных и светотеневых отношений отождествляют. Художники также используют понятие "основного тона" (аналогично музыке), который придаёт цельность всему изображению. Кроме того хроматические и ахроматические тона различают по тепло-холодности. В хроматической гамме тёплые и холодные тона разделяются согласно физическим свойствам спектра, в ахроматической — в зависимости от свойств белой или чёрной краски (которые также в зависимости от химического состава пигментов делятся на тёплые и холодные). Тёплые и холодные тона вызывают различные физиологические ощущения. К тёплым тонам относят желтый, оранжевый и красный, к холодным — синий, голубой, зеленый, фиолетовый. Каждый из этих тонов может иметь более теплые или более холодные оттенки. Тёплые тона имеют свойство казаться выступающими, а холодные — отступающими в глубину. На этих свойствах, как и на гармонических сочетаниях, в значительной степени основаны эстетические и художественные качества произведений искусства. Например, если свет художник пишет тёплым тоном, то тень (даже с учётом рефлексов) обязательно холодным и наоборот [2] . Ахроматические (черно-белые) тона, находящиеся вблизи ярких тёплых или холодных цветов, по закону одновременного контраста принимают оттенки дополнительных, или комплементарных, цветов. Психологическое значение тёплых и холодных цветов, соответствующих определенным темпераментам человека, в начале XIX в. пытались обосновать поэт и учёный И. В. Гёте, немецкий художник-романтик Ф. О. Рунге, разработавший модель "цветового шара" — основополагающую для науки колористики (1809) [3] .
В цветовом круге, также впервые разработанном Рунге, показано взаимодействие дополнительных тонов (при оптическом смешении они взаимно уничтожаются и дают белый тон), образующих пары: красный — зелёный, оранжевый — голубой, жёлтый — фиолетовый. В каждой паре один цвет тёплый, другой — холодный. Расположенные рядом, они усиливают друг друга. На этом оптическом свойстве основана цветовая гармония (достигаемая с помощью нюансировки тепло-холодных отношений) и возможность для живописца сравняться с природой в насыщенности и яркости тонов, поскольку светосила красок намного слабее соответствующих хроматических тонов (цветов) в природе. Поэтому одна из основ профессионального отношения к живописи: учитывание различий оптических и эстетических свойств цвета и краски. Каждая пара дополнительных цветов включает один из основных тонов спектра (их невозможно получить смешением красок): красный, жёлтый и синий. Другой тон каждой пары является производным от их смешения. Таким образом в каждой паре есть общий полутон, благодаря которому и возникает цветовая гармония или "хроматическая гамма". Темперированный хроматический ряд в живописи сродни понятию музыкальной гармонии.
Одновременный контраст дополнительных тонов открыли и умело использовали французские импрессионисты и постимпрессионисты. Так, например, живописец Жорж Сёра говорил своим друзьям, что прибрежный песок, оранжевый на солнце, в тени выглядит голубым, а «зеленые верхушки деревьев на фоне серого неба окружает розовый ореол» [4] [5] . Импрессионисты усиливали одновременный контраст дополнительных цветов, что зрителю подчас кажется преувеличением, но только таким способом можно приблизиться к светосиле цвета в природе. Собственно, это было известно и ранее. К подобным приёмам прибегал, например, П.П.Рубенс.
В обыденной речи термином "тон" обычно обозначают и другие цветовые характеристики объекта, например яркость: «светлый тон» или «тёмный тон». Три цвета хроматического ряда (например: красный, синий, желтый), уравненные по трем основным колориметрическим признакам: тону, светлоте и насыщенности образуют так называемую триадную цветовую гармонию. Как и в комплементарной гармонии дополнительных цветов, при смешивании цветов триады получается ахроматический тон (белый или черный). При соединении любых двух цветов триады получается тон, дополнительный к третьему. Смешиванием триадных цветов в разных пропорциях можно получить любой тон. Поэтому в различных цветовых моделях графического и компьютерного дизайна триадные цвета избираются в качестве основных. Такая методика сложилась на основе теории, выдвинутой в середине XIX в. немецким физиком и математиком Германом Грассманом. В современной полиграфии чаще используют в качестве триадных голубой, пурпурный и желтый либо красно-оранжевый, зеленый и синий. Сочетание триадных цветов достаточно активно даже при малой насыщенности тона или светосиле краски