Тюбете́йка (башк. түбәтәй , каз. төбетей, тақия , кирг. тебетей , чеч. пяс , тат. түбәтәй , туркм. tahýa , азерб. araxçın/арахчын ) — мужской и женский головной убор тюркских народов; в русском языке слово «тюбетейка» произошло от татарского/башкирского слова «түбәтәй», означающего у татар и башкир круглую шапочку.
Существуют тюбетейки как цилиндро-конического покроя, так и четырёхклинные. Традиционно тюбетейки носили как в городах, так и в сельской местности в Центральной Азии (территория современных Казахстана, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана), в русском Поволжье и Предуралье (Башкирии и Татарии), а также в Крыму. В Киргизии под словом тебетей понимают отороченную красивым мехом зимнюю шапку, а лёгкие мужские шапочки без полей называют топу (кирг. топу , узб. do’ppi/дўппи , уйг. доппа/دوپپا , тадж. тўппӣ (северный диалект), тоққӣ (южный диалект) ).
Большой популярностью тюбетейка пользовалась в конце 1940-х и 1950-е годы в СССР, тогда её носили многие (особенно дети), независимо от национальной принадлежности, вернувшиеся из эвакуации из среднеазиатских республик.
Рубрика: Технические науки
Дата публикации: 03.06.2014 2014-06-03
Статья просмотрена: 2279 раз
Библиографическое описание:
Саидова Х. Х., Темирова Г. И., Раджабова Х. И. Золотошвейные узоры, применяемые в тюбетейках Бухарского региона // Молодой ученый. 2014. №8. С. 252-255. URL https://moluch.ru/archive/67/11434/ (дата обращения: 14.03.2020).
В статье приводится краткая историяттюбетеек круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, как национальный головной убор Средней Азии, в том числе Бухарского региона. Приведены четыре части тюбетейки, представляющие четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Такжевстатьиприводятсяформы, орнаментыикомпозициитюбетеек.
The short history of round or cone (ridge-roofed) shape skullcaps with the embroidered or woven patterns, as a national headdress of Central Asia, including Bukhara region is given in this article. There also given four parts of a skullcap representing four periods of human life: childhood, adulthood, youth and an old age. Forms, ornaments and compositions of skullcaps are also given.
История появления тюбетейки. Издревле одним из основных видов головного убора в Центральной (Средней) Азии является тюбетейка — вышитая мужская или женская шапочка, получившая свое название от тюркского слова «тюбе» («тобе»), означающего верх, вершину чего-либо. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок».
Тюбетейка — круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, национальный головной убор многих народов Средней Азии.
История происхождения тюбетейки уходит в далекое прошлое. Факты, подтверждающие наличие головных уборов, напоминающих тюбетейку, можно увидеть на древних статуэтках, древних монетах, фрагментах древней настенной живописи, на средневековых миниатюрах. Известно, в обычае носить тюбетейку свою роль сыграла религия ислам, которая запрещал мусульманам выходить из дома с непокрытой головой. И тюбетейка оказалась как раз к месту: развернул — на макушку надел, свернул — за кушак заложил. Но помимо своей прямой утилитарной функции, тюбетейка всегда была украшением костюма. Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до высшего искусства.
Традиции и значение тюбетейки. Тюбетейки Узбекистана подразделяются на несколько групп (Ташкентская, Ферганская, Самаркандская, Бухарская, Кашкадарьинско — Сурхандарьинская, Хорезмско-Каракалпакская) и несколько типов: мужские, женские, детские (в том числе для грудных детей), тюбетейки для стариков.
Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. Детские тюбетейки имели конусообразную форму со свисающей с верхушки тесемочкой с кисточкой на ее конце. И на свадьбе жених — в тюбетейке, что означает переход к более зрелому периоду жизни. Словом, каждый раз муллы-аксакалы, надевая тюбетейку, благословляют тех, кто становится достойным носить ее.
Все разновидности тюбетеек отличаются друг от друга не только особенностями орнамента, но и качеством изготовления, и, соответственно, разнятся в цене. Конечно, мусульманин не всегда в качестве головного убора использует именно тюбетейку, но в некоторых случаях она для истинно верующего человека является обязательной: на похоронах, поминках, в мечети и дома во время молитвы, в дни священных праздников — Курбан и Ураза — хайит, на утреннем свадебном плове, во время свадьбы на головах жениха и его отца.
Тюбетейки — традиционный центральноазиатский головной убор — в 21 веке постепенно уходят из повседневности
Форма тюбетеек. КXIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение, и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай и фантазия мастерицы. Богатство и разнообразие расцветки и орнамента, техники вышивки столь велики, что делают затруднительным любое перечисление декора тюбетейки (рис. — 1).
До XX века форма, колорит, и орнаментация тюбетейки были специфичны для каждой этнической группы. В каждом районе сложился свой стиль, имелись свои орнаментальные мотивы. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек, в том числе Бухаре — четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью.
Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. Оригинальной разновидностью тюбетеек является бухарская золотошвейная шапочка. Она бывает обычно круглой или четырехгранной с растительным или геометрическим орнаментом, с бахромой и нарядными кисточками, а золотое шитье придает тюбетейке яркую красочность и торжественность. Квадратные, с плоским верхом, бухарские тюбетейки украшены богатой вышивкой золотыми нитями. Узор настолько рельефен, что светлое золото причудливо играет светом и тенью при каждом движении. Такая тюбетейка для праздников, в будни носили тюбетейки попроще (рис. — 2).
круглая золотошвейная тюбетейка
Круглая золотошвейная тюбетейка
Четырехгранная золотошвейная тюбетейка
Форма тюбетеек обычно круглая или четырехгранная, в оформлении преобладают растительные орнаментальные мотивы, реже — геометрический орнамент в виде кругов, ромбов и др. В вышивку охотно вводились металлические куполки — кубба. Каждая деталь орнамента вышивалось отдельно, что дополнительно придает узору легкую рельефность и переливы тонов в пределах одного цвета. Выпуклый орнамент создает игру света и тени, вызывая тем самым дополнительный декоративный эффект.
Узоры композиции и орнаменты. Конусообразные и полукруглые, квадратные и плоские, отличающиеся друг от друга как особенностями узора и цветом, так и самим своим предназначением (рис. — 3).
Тюбетейка полна волнующих символов, понятных только посвященным — женщинам, которые вышивают различные узоры, в которых угадываются цветы, травы, животные, птицы.
Волнообразный стебель вьюнка, который «струился» в нижней части тюбетейки, означал богатство и жизнеспособность. Иногда на ней появлялась яркая пестрая птица: петушиные и фазаньи перья применялись для защиты от «сглаза». Узор «след змеи» предназначался для той же цели. Символическое изображение бараньих рогов олицетворяло силу и мужество, а рыбы — плодовитость женщины. Иногда в узорные композиции включались надписи на арабском языке. Надпись на одной из мужских бухарских тюбетеек начала прошлого века гласила: «Пусть кулох (это иное название тюбетейки) останется на голове, а враги провалятся сквозь землю» (рис. — 4).
Рис. 4. Узоры тюбетейки: розы, цветка, бодом, турундж, тоджи-гуль, чор-мадохиль
В Бухаре тюбетейки бывают разными, в соответствии с особенностями определенных районов, возрастных групп: мужские, женские, детские, в т. ч. для мальчиков, девочек и стариков. Наибольшее распространение получили вышитые золотошвейные тюбетейки. И если первоначально тюбетейки были конусообразными, то начиная с 1920-х годов, их формы становятся более разнообразными: островерхими, полусферическими, круглыми, четырехгранными и т. д.
К XX столетию под влиянием экономических, социальных и культурных изменений в жизни народов Средней Азии стиль тюбетеек начал меняться, чему в немалой степени способствовало появление всевозможных тканей, ввозимых из других стран, а также фабричных, окрашенных в разные цвета ниток и искусственных красителей. Формам тюбетеек присущ лаконизм, целесообразность, предельная пластическая выразительность.
1. Садыкова Н. Национальная одежда узбеков (XIX-XX века), Ташкент, 2003.
2. Среднеазиатский этнографический сборник, Издательства Академии наук СССР. Москва -1954.
3. Гончарова П. А. Золотошвейное искусство Бухары. Ташкент, 1986.
4. Сухарева О. А. Тюбетейка. (Народное декоративное искусство Советского Узбекистана). Ташкент. 1954 г.
5. Садыкова Н. Музейное дело В Узбекистане. Ташкент: Фан, 1975.
Многие туристы, привозят этот головной убор на родину, в качестве сувенира. Однако, далеко не все знают смысл орнаментов, цветов и формы национальной узбекской тюбетейки. Итак, рассказываем.
Узбекская тюбетейка — это не просто красивый головной убор, — это полноценный элемент гардероба, способный многое рассказать о своем владельце. Каждый из элементов декора, орнамент на тюбетейке, имеют особое значение.
Форма и цветовое оформление, помогут определить регион, статус и даже возраст владельца. Отдельного внимания заслуживают орнаменты. Многие из этих символов служат оберегом от злых духов или от сглаза, другие — приносят богатство, удачу и благополучие.
Сегодня, мы внимательно рассмотрим самые популярные узбекские тюбетейки и раскроем скрытый смысл их орнаментов. Начнем, пожалуй.
Чустская тюбетейка
Этот четырехгранный (и, это не случайно) головной убор стал одним из символов Узбекистана. Именно чустская тюбетейка имеет большую популярность, она узнаваема далеко за пределами страны.
Четыре грани, разделяющие головной убор на равные части, призваны защитить владельца от злых сил со всех сторон света. Черный цвет тюбетейки, символизирует космос и тьму. Орнамент, обычно вышит белыми нитками. Четыре элемента на верхней части тюбетейки, ничто иное, как стручковый перец "калампир" — он считается символом жизни, семейного благополучия и уберегает от сглаза.
Шестнадцать элементов в виде арок, нанесенных на нижнюю часть головного убора, символизируют цикличность жизни и смерти. По поверью, эти элементы притягивают богатство и даруют запас жизненной энергии. Бараньи рога, вписанные в арки, означают силу и мужество.
Бухарская тюбетейка
Большинство туристов, приобретая памятные сувениры, отдают предпочтение золотошвейной бухарской тюбетейке. Неудивительно, некоторые образцы, можно смело назвать произведением искусства.
Орнаменты, вышитые золотыми и серебряными нитями, способны рассказать очень многое. Они указывают на высокий статус владельца, несут определенную ритуальную направленность, символизируя цель мероприятия, для посещения которого ее надевают.
Основные элементы — "глаз соловья", "язычок воробья", купол, звезды и круги, символизирующие цель.
Шахрисабзская тюбетейка
Она чем-то напоминает ковер, согласитесь? Считается, что данную технологию, на территории сегодняшнего Узбекистана, привнесли мастера из Ирака, завоеванного в те времена Амиром Темуром. Именно поэтому, эту тюбетейку часто называют "Ироки" или "ковровой".
Орнамент, преимущественно растительный, выражает благодарность Создателю за красоту и щедрость природы, символизирует жизнь. Смысловая составляющая заключается в цвете. Зеленый — бессмертие, красный — мужество, синий — удачу. Желтый цвет, олицетворяет застывший свет Солнца и дарует удачу.
Байсунская тюбетейка
Такая тюбетейка, отличается завышенным бортиком и остроконечной верхушкой. Нижняя часть головного убора, украшена оригинальным узором, называемым "джияк". Он призван защитить владельца тюбетейки от злых сил.
Орнаменты верхней части — геометрические формы, различающиеся по цвету. Именно он и придает особый смысл каждому из фрагментов.
Кто носит тюбетейки в Узбекистане? Мужчины всех возрастов, девочки и девушки, а вот пожилые женщины тюбетеек не носят. Сегодня, мы расскажем вам и о женских тюбетейках. В качестве примера, рассмотрим ташкентскую и андижанскую.
Женская ташкентская тюбетейка
Этот головной убор, надевается по праздникам. Орнаменты расшиты разноцветным бисером и могут представлять не только узоры, но и растения, животных.
Элементы орнаментов призваны защитить от сглаза. Женская ташкентская тюбетейка отличается красочностью и разнообразием рисунка вышивки на ней.
Женская андижанская тюбетейка
Яркие орнаменты на этом головном уборе, вышиваются крестиком на белоснежном фоне. Основа — белая плотная ткань.
Женская андижанская тюбетейка украшается множеством самых разных элементов, а самыми распространенными являются гранаты, розы и, так называемый, "след змеи", служащий сильным оберегом.
Такая тюбетейка, предназначена для молодых, незамужних девушек.
Традиционный узбекский головной убор – узбекская тюбетейка – является одним из символов Узбекистана, потому что трудно себе представить узбека без тюбетейки. Недаром говорят: «С тобой мы связаны навек, как тюбетейка и узбек!».