No Image

Домашнее обучение с чего начать

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 декабря 2019

Домашнее обучение – альтернатива школьному. Продуктивно ли оно и как правильно его организовать?

Рекомендации по правильной организации домашнего обучения

Для того, чтобы успешно организовать обучение ребенка на дому необходимо

  • Выбрать школу, к которой будет приписан ученик и в которой впоследствии будет проходить аттестацию.

С начала 90-х годов по закону любой человек, являющийся гражданином Российской Федерации, имеет право обучаться на дому, но для получения необходимых документов об образовании необходима аттестация в подходящем по уровню государственном образовательном учреждении.

Юридически родители имеют право приписать своего ребенка к любому учебному заведению по своему желанию, но на практике меньше вопросов и проблем возникает при выборе школы, которая уже имеет «штат» учеников на домашнем обучении.

  • Написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести ребенка на домашнее обучение.

По сути, это единственный документ (кроме, конечно, копий паспортов родителей, свидетельства о рождении ребенка и фотографий), который требуется от родителей, решивших, что их ребенок будет обучаться дома. В устной беседе с директором в качестве причины такого выбора следует назвать особые семейные обстоятельства, например, частые командировки или любовь к путешествиям. В заявлении нужно обозначить, что всю ответственность за качество знаний ребенка родители берут на себя в силу того, что это их самостоятельное решение без особых объективных на то причин (как, например, состояние здоровья ребенка).

После того, как ребенок будет официально приписан к школе, нужно будет решить, как часто и по какой схеме его будут аттестовывать. Сдавать экзамены, практические и лабораторные работы он может как раз в неделю, так и один раз в полугодие опять же по согласованию с администрацией школы.

  • В случае необходимости следует предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

Для надомного обучения, когда школьные учителя приходят к ученику домой для проведения урока, необходима специальная медицинская справка, выданная клинико-экспертной комиссией (КЭК) медицинского учреждения. Если ребенок страдает заболеваниями, которые препятствуют его обучению в обычной школе, то по заключению КЭК он может рассчитывать на бесплатное обучение наравне со всеми гражданами России.

  • Получить программу и рекомендации по необходимому объему и качеству знаний, которые должен иметь ребенок по окончании отчетного периода.

Важно помнить о том, что выбирая домашнее обучение, родители серьезно должны быть озабочены качеством знаний, которые получит их ребенок. По истечении отчетного периода — недели, месяца, четверти или полугодия, в зависимости от договоренности со школой — ребенок должен будет успешно сдать положенные тесты и экзамены для того, чтобы быть аттестованным. В противном случае, будет рассматриваться вопрос о том, что домашнее обучение для него не эффективно и не представляется возможным.

Для того, чтобы не попасть впросак, определиться с тем, кто и как будет обучать ребенка на дому, родителям имеет смысл заранее получить программу обучения, обговорить с директором или завучем сложные моменты, пункты, на которые следует обратить особое внимание и т.д.

  • Определиться с формой домашнего обучения.

С появлением законодательно закрепленного права гражданина самому выбирать, как он хотел бы получать знания и соответствующие документы об образовании, стали распространяться не только сети частных школ, но и домашнее обучение также получило свое развитие. В настоящее время существует три формы организации образования на дому.

Формы домашнего обучения

Надомное

Надомное обучение организуется силами школы, к которой приписан ученик, не способный из-за состояния здоровья обучаться на общих основаниях. Для тех, кто выбрал домашнее обучение без видимых на то причин, надомное обучение не может быть доступно.

Предоставив необходимые медицинские справки, ученик имеет право на то, чтобы учителя школы, к которой он приписан, проводили с ним индивидуальные занятия у него на дому. Данные уроки полностью дублируют школьную программу, а их качество полностью зависит от того, насколько добросовестно относятся педагоги к внеклассной работе.

Семейное

Семейное обучение организуется также после принятия заявления от родителей о домашнем обучении ребенка в одной из школ и согласования порядка аттестации ученика.

Классы семейного типа создаются при полной инициативе и участии родителей, которые сами выступают в роли педагогов младших классов, а позже и учителей-предметников. Беря на себя ответственность за качество образования детей, родители вправе составить свою программу, дополнить необходимыми на их взгляд дисциплинами, скажем, начальную школу, изменить подход к изучению какого-то предмета по своему усмотрению. Но они должны помнить, что в конце четверти или полугодия в зависимости от договоренности со школой ребенок должен будет сдать экзамен, чтобы подтвердить, что он получил те же знания, что и его сверстники, находившиеся все это время за школьной партой. В остальном же родители вправе проявлять фантазию и творчество, изобретая новые формы и подходы для того, чтобы их детям было веселее и интереснее учиться.

Экстернат

Экстернат является самой известной формой индивидуального обучения и часто ассоциируется с одаренными детьми, такими, как Майкл Кевин Кирни, который окончил среднюю школу экстерном в 6 лет, а в десятилетнем возрасте попал в книгу рекордов Гинесса как самый молодой выпускник университета.

Для образования и получения аттестата по форме экстерната целесообразным является найти школу с опытом подобной работы, где есть ответственный (как правило, один из завучей) за организацию экстерната в данном учебном заведении. Как правило, в такой школе уже есть группа детей, с которой ведется работа по данной форме.

После заполнения соответствующих документов, родители получают на руки учебники и зачетную книжку, и затем 2 раза в год ребенок сдает экзамены по предметам для того, чтобы переходить из класса в класс.

Если у ученика есть возможность и способности усваивать знания быстрее, чем это прописано в плане, он может переходить в следующий класс раз в полгода, а не раз в год, как все остальные дети. В этом и заключается суть экстерната.

Как правило, родители, нацеленные на экстернат, сразу же нанимают репетиторов, чтобы они смогли быстро и качественно обучить ребенка предмету.

По официальной статистике, имеющейся за 2007 год, из 100 тысяч детей, получавших образование на дому, 19 с половиной тысяч детей обучались на экстернате, почти 4 тысячи детей на семейном обучении, а остальные получали надомное образование по состоянию здоровья.

Родители в домашнем обучении

Оставляя ребенка на домашнем обучении, родители берут на себя роль наставника и просветителя, которую в обществе призван нести учитель. Для того, чтобы успешно справиться с такими важными обязанностями, от родителей требуется определенный набор навыков.

  • Базовые знания и эрудиция, готовность отвечать на вопросы.

Необходимо воскресить собственные знания, полученные в школе и в течение жизни, для того, чтобы суметь отвечать на вопросы своего ребенка, удовлетворяя любознательность новоиспеченного ученика.

Родители должны уметь эффективно управлять собственным временем и правильно планировать время ребенка.

  • Разжигать и поддерживать познавательный интерес ребенка.

Нужно уметь нетривиально и с удовольствием преподносить новую информацию, тогда ребенок будет заинтересован в получении знаний.

  • Способствовать развитию самостоятельности.

Начиная с совместного изучения материала, со временем нужно увеличивать долю самостоятельного получения знаний ребенком. Так, к концу седьмого класса ученик способен сам добыть необходимую информацию, выбрать нужное и отсечь лишнее, изучить и суметь рассказать о прочитанном, а затем сдать экзамен.

  • Развитие навыков целеполагания.

Родители должны уметь четко и ясно объяснить ребенку, почему они выбрали такую форму образования для него, какие она несет для него бонусы и как он должен их использовать. В противном случае, ребенок не будет видеть смысла в развитии самостоятельности и вообще получения знаний, не будучи ежедневно под контролем учителя.

Плюсы и минусы способа

Как и в любой ситуации, выбирая домашнее обучение, нужно трезво оценивать положительные и отрицательные моменты своего выбора.

Слабые сторона обучения на дому:

  • Отсутствие общения в коллективе сверстников или недостаточное его количество.
  • Родители должны перестать быть только мамой и папой, но стать еще и учителями, а это может быть болезненно для всех членов семьи.
  • Необходимость удаленной работы одного из родителей или вовсе отказа от возможности зарабатывать.
  • Большие расходы на пособия и другие учебные материалы, а также на репетиторов, в случае если родители недостаточно компетентны в том или ином предмете.
Читайте также:  Валиде сафие султан википедия

Сильные стороны домашнего обучения:

  • Комфортные атмосфера и режим, привычная среда и отсутствие неприятных людей в окружении.
  • Индивидуальный темп и форма изучения предмета, а не рассчитанная на среднего ученика.
  • Возможность углубленного изучения действительно интересных дисциплин и ознакомления с другими предметами в рамках, необходимых для написания теста.
  • Более глубокие и близкие отношения с родителями, благодаря ежедневному контакту, изучению и обсуждению нового.

Мнение специалистов о целесообразности, преимуществах и недостатках домашнего обучения (видео)

Таким образом, перевести своего ребенка на домашнее обучение не представляет трудностей — достаточно найти подходящую школу с опытом такой работы и написать соответствующее заявление на имя директора. Далее необходимо согласовать план аттестации ребенка и получить на руки программу, которую он должен будет освоить за определенный отрезок времени. После этого нужно определиться с формой обучения на дому, в рамках которой ребенок будет получать знания. Соотнеся все позитивные и негативные стороны домашнего обучения, родители смогут определиться с тем, что действительно нужно их ребенку.

Советы родителям, решившим дать детям образование вне традиционной школы.

Будьте на шаг впереди

Семейное образование предполагает ответственность родителей за знания детей. Мама с папой должны быть готовы отвечать на вопросы и разбираться в сложных темах. Нельзя пенять на репетиторов или отправлять ребёнка в Google.

Задача родителя хоумскулера — направлять природную любознательность ребёнка.

Необязательно быть экспертом во всех областях. Необходим лишь широкий кругозор и готовность углублять знания по мере необходимости.

Совет 1

Переходя на домашнее обучение, освежите в памяти школьную программу. Для этого придётся покинуть зону комфорта, преодолеть скуку и страх перед нелюбимыми предметами.

Проще всего изучить материал на тему или две вперёд ребёнка. Можно даже не по учебникам, а по научно-популярным книгам и фильмами.

Не надо становиться мультипредметником

Мысль об обучении ребёнка дома у некоторых взрослых вызывает панику. Придётся вспоминать ненавистную со школы физику и жертвовать свободным временем?! Конечно, нет.

Родитель не обязан превращаться в преподавателя-мультипредметника. Объяснять и прорабатывать новый материал должны профессионалы. Ваша миссия — направлять и подогревать интерес к учёбе.

Сходите с ребёнком в музей или на мастер-класс, чтобы визуализировать полученную на уроках теорию. Посетите спектакль и взгляните на прочитанное произведение по-новому. Проведите научный эксперимент, если тема вызывает затруднение.

Совет 2

Присмотритесь к онлайн-школам. Там дают системные знания, и, в отличие от репетиторов, придерживаются единых образовательных стандартов. В Домашней школе «Фоксфорда» есть все предметы базовой школьной программы, уроки ведут преподаватели из МГУ, МФТИ и других топовых вузов.

Приучайте детей к самостоятельности

Домашнее обучение невозможно без готовности ребёнка к самообразованию. Младшему школьнику можно помочь войти в учебный ритм, посидеть на онлайн-уроках показать, как писать конспекты или иногда помогать с домашкой.

Чем старше школьник, тем больше он должен заниматься сам. В начальных классах доля самостоятельной работы может составлять порядка 60%, но к 8 классу она должна приблизиться к 100%.

С седьмого-восьмого класса стоит подключаться только при возникновении форс-мажоров. Подростки вполне способны самостоятельно овладевать материалом и сдавать аттестации.

Совет 3

Научите ребёнка выполнять задания по намеченному плану и сосредотачиваться на одном виде деятельности на 30–40 минут с последующими перерывами на 5–10 минут. Помогите ему выработать систему конспектирования и покажите основные способы запоминания информации.

Не перегибайте с мотивацией

Для детей естественно тянуться к знаниям. Обычно родителям не нужно предпринимать чего-то особенного — достаточно время от времени стимулировать интерес к наукам с помощью дидактики.

Совет 4

Дети не могут сидеть без дела, но это не значит, что любая деятельность должна быть обучающей. Не зацикливайтесь на пользе (если игра, то развивающая, если фильм, то познавательный). В жизни ребёнка должно быть место для «бестолковых» игр и недолгого ничегонеделания. После отдыха он охотнее вернётся к учёбе.

Если же стремление учиться уже подорвано, то причины стоит искать, прежде всего, во внутрисемейных отношениях. Подробнее о проблемах с учебной мотивацией читайте здесь.

Ориентируйтесь на качество

Балльная система разработана для коллективного классно-урочного обучения. При индивидуальном подходе оценки, как правило, не работают.

На начальных этапах домашнего обучения важно, чтобы ребёнок стремился разобраться в теме, а не «получить пятёрку». В старшей школе, когда на горизонте замаячит ЕГЭ, подросток сам начнёт работать на цифры.

Совет 5

«Измеряйте» успешности семейного обучения качественными показателями. Критериями могут быть беглость чтения, точность математических операций, грамотность письма и так далее. Такая система оценок ориентирует ребёнка на реальный результат, а не его имитацию.

По-настоящему плодотворная учёба не прекращается никогда. Если ребёнок в течение дня постоянно возвращается к своим занятиям — в разговоре с родителями, в игре или творчестве, — то ваш опыт хоумскулинга складывается удачно и вы всё делаете правильно.

Фото Ольги Гориной

Если вы решили выбрать для своего ребенка семейное обучение, то что нужно предпринять? Какие тут есть юридические аспекты, какие возможности и какие сложности? Об этом рассказывает шеф-редактор журнала «Семейное образование» Лариса Покровская.

Несмотря на то, что семейное образование (СО) становится все более популярным, вокруг него все еще много мифов. Многие учителя и родители школьников все еще считают, что СО — для неудачников. Для тех, кто не может. И, наоборот, многие «семейники» считают, что СО — для детей мотивированных, серьезных, самостоятельных, для ориентированных на академические достижения, «2 года за год» и т. п.

Но семейное образование — это просто одна из форм образования. Ее выбирают по разным причинам, порой с диаметрально противоположными целями. Поэтому часть «семейников» действительно достигает немалых высот в обучении, учится быстрее или больше, или то и другое вместе. А есть и те, кто благодаря СО получает возможность не подгонять ребенка под общий темп ценой невроза своего и детского или не встраивать в систему ребенка высокочувствительного, с особенностями. Есть те, кто выбрал для себя спортивную или музыкальную карьеру, и посещение школы не сочетается с ежедневными многочасовыми тренировками и репетициями. А некоторые семьи предпочитают вести «кочевой» образ жизни, зимуя в теплых странах или же вообще переехав туда на неопределенное время, — таким очень удобно СО с дистанционной сдачей аттестаций. Кто-то предпочел семейное образование школьному по религиозным или идеологическим убеждениям. Родители хотят, чтобы дети перенимали семейные ценности, а не то, чему прямо или косвенно учит школа.

Поскольку у родителей есть законное право выбирать форму получения образования и форму обучения для своего ребенка*, любые причины перехода на СО законны. Нет «более правильных» или «менее правильных» причин. Каждая семья делает выбор, исходя из своих предпочтений и потребностей ребенка.

! Важно не путать семейное образование с надомным обучением, при котором дети с особенностями здоровья обучаются приходящими на дом учителями. Для обучения в форме СО не нужны медицинские показания, достаточно желания родителей и ребенка.

При всех недочетах российского законо­творчества, при наличии в законе об образовании нечетких, «размытых» формулировок, российское законодательство тем не менее считается одним из наиболее либеральных, когда речь идет о семейном образовании. У нас есть законодательно закрепленное право выбора и возможность реализовать тот самый индивидуальный подход, который в силу ряда причин не может обеспечить школа.

Шаг 1. Изучаем закон

Основной документ, в котором прописаны наши права и обязанности в части образования — это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Также полезно ознакомиться с письмом Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ‑1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» и с региональными положениями о семейном образовании, которые в каждом регионе свои. Не обязательно погружаться в изучение закона с головой, достаточно уделить внимание статьям, имеющим отношение к образованию вне школьных стен. Наиболее важны статьи 17, 33, 34, 58 и 63 Федерального закона об образовании.

В частности, в законе сказано, что в школе можно учиться, не только посещая ее ежедневно (очное обучение), но еще заочно и очно-заочно.

При очно-заочной форме обучения часть предметов можно изучать в школе, другую часть дома. Либо посещать школу в определенные дни, а в остальные дни заниматься самостоятельно. Эти нюансы прописываются при составлении индивидуального учебного плана (ИУП). Заочная форма предполагает учебу без посещения школы, чем очень схожа с семейным образованием, однако в этом случае ребенок числится учеником школы (входит в контингент), а значит, именно школа несет ответственность за результаты его обучения. Потому и контролировать знания заочника школа предпочитает с особым пристрастием. Например, проводит аттестации чаще, либо вообще ставит годовые отметки на основании ежемесячных контрольных работ по каждому предмету.

Читайте также:  Грузинское блюдо чанахи рецепт

Если же ребенок оформлен именно как обучающийся в форме семейного образования (или самообразования, когда речь идет о старшеклассниках), за результаты отвечают родители. В этом случае школа также имеет право сама устанавливать периодичность и форму проведения аттестаций (ст. 58 п. 1 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ), однако Минобрнауки рекомендует делать это «с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала» (Письмо Минобрнауки России № НТ‑1139/08 от 15.11.2013 г.). Захочет ли школа руководствоваться этой рекомендацией, неизвестно. Как показывает практика, все зависит от конкретной школы, к которой вы хотите прикрепиться для сдачи промежуточных аттестаций.

! В обиходе «семейниками» считают как тех, кто оформлен на семейное образование, так и тех, кто зачислен на заочную форму обучения. Ведь по сути и те, и другие в школе лишь аттестуются, а не обучаются.

Шаг 2. Информируем о выборе СО

Чтобы ребенок обучался в форме СО, не нужно ни у кого испрашивать разрешение, объяснять причины или доказывать свое право на этот выбор. Все, что мы обязаны сделать по закону, — это уведомить о своем решении орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (ст. 63 п. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ). Эти органы ведут учет детей школьного возраста и выбранных ими форм получения образования.

Система местного самоуправления и управления образованием Москвы и Санкт-Петербурга отличается от других регионов. Поэтому в Москве уведомление о выборе семейной формы образования следует направлять в адрес управы района, в Санкт-Петербурге — в адрес отдела управления образованием по месту жительства.

С 1 по 9 класс заявление о выборе семейной формы пишет родитель (законный представитель), а в 10 и 11 классе — ребенок. В этом случае он информирует соответствующие органы о выборе обучения в форме самообразования. Заявление пишется в свободной форме.

! Случается, что заявление, написанное в свободной форме, «не подходит» и чиновник просит заполнить бланк «установленного образца». Это требование незаконно. Вы можете пойти навстречу и заполнить выданную вам форму заявления, либо отказаться, так как законом не установлена определенная форма.

Заявление можно отнести собственноручно либо отправить «Почтой России» заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Уведомление о вручении послужит доказательством, что документ доставлен получателю, а в описи будет четко указано, что отправляли вы именно заявление о выборе СО, а не что-то другое. Если же вы решите обойтись без почты, не забудьте распечатать заявление в двух экземплярах: один вы отдадите, а на втором вам поставят отметку о получении, чтобы вы могли, в случае чего, доказать, что предприняли все требуемые по закону действия.

! Нередко чиновники настаивают, чтобы родители указали в заявлении, в какой школе ребенок будет проходить аттестации. Иногда даже требуют принести документальное подтверждение, что вы прикрепились к школе. Это требование незаконно. Вы обязаны только проинформировать соответствующий орган, что ребенок будет обучаться на СО.

В Законе не прописаны конкретные санкции за неуведомление о выборе семейной формы образования, однако возможны проблемы иного рода. Не так уж редки случаи, когда выбор семейного образования не нравится родственникам. Или соседи вдруг обнаружат, что ваш ребенок гуляет во дворе или постоянно сидит дома в то время, когда его сверстники в школе грызут гранит наук. Среди них порой находятся довольно активные граждане, ратующие за то, чтобы ребенок получил положенное ему по закону образование. И однажды может раздаться звонок в дверь — пришла Опека. Они получили «сигнал», что некий ребенок лишен положенных ему по закону благ. Проигнорировать эту информацию они не вправе, их задача все проверить. И вот тут очень важно иметь подтверждение, что вы уведомили соответствующий орган о том, что ребенок учится дома. Если вы никого не уведомляли или не позаботились о подтверждающих документах — у вас могут быть проблемы.

! Иногда при подаче уведомления о выборе СО чиновник пытается навязать вам конкретную школу для прикрепления. Это незаконно. Родители имеют право выбрать общеобразовательную организацию (ст. 63 п. 2 Семейного кодекса РФ; ст. 3 п. 1.7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

Шаг 3. Выбираем школу для прикрепления

Правильный выбор школы для прикрепления может существенно облегчить жизнь. Как часто вы хотите проверять знания ребенка? Достаточно ли вам своего родительского контроля или важно чаще получать обратную связь от школы? Насколько жесткий (или, наоборот, мягкий) контроль вы бы предпочли, с учетом индивидуальных особенностей ребенка? Хотите ли очно взаимодействовать с учителями или же минимизировать контакты со школой? Устроит ли вас аттестация в формате теста или же, на ваш взгляд, она должна напоминать полноценный экзамен? Даже если вы четко понимаете, чего хотите, школа, скорее всего, не удовлетворит все ваши запросы. Но попытаться договориться с администрацией или найти наиболее подходящую школу все же стоит.

Для оформления и заочной формы обучения, и семейного образования нужно написать заявление в той школе, с которой вы хотите сотрудничать.

Только в первом случае вы заключите договор со школой на заочное обучение, и ребенок будет считаться учащимся школы (заочником), а во втором — школа заключит с вами договор на проведение аттестаций (договор об экстернате), а ребенок на время прикрепления к школе будет называться экстерном. В обоих случаях в договоре будут прописаны ваши взаимоотношения со школой, в том числе порядок прохождения аттестаций (их количество, форма, частота, сроки проведения).

Если ребенок уже учится в школе очно, нужно написать заявление о переходе на СО (если вы хотите сдавать аттестации в той же школе), либо отчислиться из этой школы, а затем обратиться в школу, выбранную вами для сдачи аттестаций и написать там заявление на обучение в семейной форме. Формы заявлений можно легко найти в Интернете, либо взять непосредственно в общеобразовательной организации.

Некоторые школы готовы принимать «семейников» в течение всего учебного
года, другие устанавливают дату, после которой прикрепиться для сдачи аттестаций уже невозможно.

! Ребенок, прикрепившийся к школе для сдачи аттестаций, считается экстерном и может пользоваться академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе (перечень прав — в ст. 34 закона «Об образовании»).

Шаг 4. Обучаем ребенка

Вопросы обучения «семейники» решают по-разному, сколько семей — столько и вариантов. Все зависит от ваших целей и возможностей.

Читайте также:  Анна пескова рост вес

Что вы хотите получить на выходе? Считаете ли вы достаточными знания, которые ребенок получит, готовясь к школьным аттестациям? Или, возможно, они не имеют ничего общего с образованием, которое вы хотели бы для своего ребенка?

Важны ли для вас «пятерки»? Или же СО для вас — это максимум свободного развития ребенка и вынужденное соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) (а значит, и «троек» достаточно)?

Предпочитаете вы структуру и систематические занятия или вам близок подход, при котором важно создавать образовательную среду, а ребенок сам возьмет все, что сможет унести? Это крайние варианты, а ведь есть много промежуточных!

Определитесь со своими целями, а затем ответьте себе на очередные вопросы. Сколько времени вы готовы уделять обучению ребенка? Можете ли делать это сами? Есть ли у ребенка навык самостоятельной учебы? Если силами семьи вопрос обучения не решить, то есть ли финансовая возможность привлечь репетиторов (очно или по скайпу) или оплатить альтернативную школу? А может, вы хотите скооперироваться с единомышленниками и создать свою семейную школу? Или присоединиться к уже существующей?

К сожалению, ни на один из этих вопросов нет правильного ответа. В вопросах обучения не бывает универсальных решений, просто потому, что все дети разные, все люди разные. И возможность учитывать уникальные особенности наших детей — самый главный плюс семейного образования. Поэтому есть смысл читать и слушать, как строят обучение другие семьи, примерять на себя, пробовать и оставлять то, что хорошо работает именно в вашем случае.

Это может вам пригодиться:

Список альтернативных и семейных школ г. Москвы и некоторых других городов (Верующим людям следует внимательно изучить этот список. Не все школы, перечисленные в нем, по своим мировоззренческим установкам совместимы с православным воспитанием ребенка. Однако такие школы составляют лишь небольшую часть этого подробнейшего спис­ка. — ред.)

Шаг 5. Сдаем аттестации

Недостаточная четкость некоторых формулировок в законе «Об образовании» дает нам возможность считать сдачу промежуточных аттестаций правом, а не обязанностью. Теоретически, по закону ребенок обязан сдать лишь государственные итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ). Чтобы получить допуск к ОГЭ, нужно быть аттестованным за 9 класс. Да и без аттестаций за 10 и 11 класс к сдаче ЕГЭ не допустят.

Так что же, можно уведомить соответствующий орган о выборе СО, а затем «пропасть с радаров» на ближайшие 8 лет и явиться в 9 классе, чтобы сдать аттестацию и получить допуск к ОГЭ? Теоретически да. Но подобных прецедентов пока не было. Зато есть огромная доля вероятности, что аттестация за 9 класс в итоге превратится в аттестацию за все девять классов либо будет проходить с особым пристрастием. И неизвестно, чем все в итоге закончится.

Однако, если нет желания сдавать аттес­тации ежегодно, можно оформить индивидуальный учебный план (ИУП), в котором прописать сроки сдачи аттестаций по каждому предмету. В частности, вы можете договориться со школой (и задокументировать это), что ребенок придет сдавать аттестации сразу за курс начальной школы. А затем — за курс средней школы. Все это время ребенок будет прикреплен к школе для сдачи аттестаций, просто сдавать он их будет не ежегодно.

Таким же образом можно оформить ускоренное обучение и аттестоваться за несколько классов в течение одного учебного года.

Закон разрешает сдавать промежуточные аттестации дистанционно, однако не обязывает школы предоставлять экстернам такую возможность.

А вот государственная итоговая аттестация (в 9 классе ОГЭ, а в 11 классе — ЕГЭ) сдается исключительно очно, вне зависимости от формы образования и обучения.

Где можно сдавать аттестации дистанционно:

  • Международная школа завтрашнего дня(МШЗД), г. Москва. Оформление на заочную форму обучения. Ежемесячные письменные контрольные работы по каждому предмету. Дистанционно.
  • Частная школа «Центр обучения детей и взрослых» (ЦОДИВ), г. Санкт-Петербург. Разные формы обучения. Можно прикрепиться только для сдачи аттестаций (семейное образование), либо для онлайн-обучения (заочный онлайн-класс). На семейном образовании — аттестации в формате тестов, 1 раз в год по каждому предмету, в удобное вам время, онлайн.
  • Экстерн-офис, г. Новосибирск. Посредник, предоставляющий платформу для онлайн-аттестаций, а также для обучения и написания тренировочных работ. Сотрудничает со школами Новосибирска и Москвы (официально обучающийся прикрепляется к одной из этих школ, а аттестацию сдает через Экстерн-офис). Аттестации онлайн, система обучения — модульная (выучил предмет — сдал, затем следующий предмет). Формат аттестаций — развернутые ответы на вопросы, письменно. Ведется видеозапись процесса аттестации.
  • Домашняя школа Интернетурок.ру. Посредник, сотрудничает со школами Москвы и Санкт-Петербурга. Оформление на семейную форму образования. Обучение + аттестации. Домашние задания, контрольные онлайн.

При неудовлетворительной сдаче аттестации создается комиссия для приема пересдачи, пересдавать предмет можно не более двух раз. Если академическая задолженность не будет ликвидирована в установленные школой сроки, ребенок по закону обязан перейти на очную форму обучения (ст. 58 п. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации).

Шаг 6. Решаем вопрос социализации

Социализация — один из главных мифов семейного образования. Многим сразу представляется бедный ребенок, которого мама насильно удерживает дома, никуда не пускает, не дает общаться со сверстниками. Этот миф основан на иллюзии, что в школе дети общаются. Но если понаблюдать за происходящим на переменах, чаще всего мы увидим детей, играющих в игры на телефонах. И других детей, которые смотрят, как те играют в игры. Общения, по сути, нет.

Получается, что пресловутая социализация — проблема, касающаяся всех детей и подростков, вне зависимости от того, где и как они учатся. И решать эту проблему проще, обладая достаточным количеством свободного от учебы времени, чем как раз не могут похвас­таться современные школьники.

Где же общаются дети, не посещающие школу? На кружках и в секциях по интересам; в физических и химических лабораториях; в походах и семейных/подростковых лагерях; на фестивалях свободного образования; в поездках в музеи, парки, на пикник, на раскопки, которые часто организуются несколькими (а иногда и многими) семьями совместно; на соревнованиях; в альтернативных/семейных школах…

! Клуб поддержки семейного образования, Москва — сообщество родителей, обучающих детей в форме СО, и интересующихся. Проводятся общие встречи на природе, театральные фестивали, семейные лагеря. В группе сообщества в Facebook можно найти список локальных сообществ Москвы и Подмосковья и много другой полезной информации.

– самое активное на сегодняшний момент сообщество «семейников», где дети (и семьи) общаются, вместе учатся, ходят в походы, участвуют в различных командных соревнованиях, проводят интересные мероприятия и праздники, ездят в разные уголки России.

Шаг 7. Получаем поддержку

Когда-то выбор семейного образования действительно был сложен. Не было сообществ единомышленников, не хватало информации, некуда было обратиться за юридической, педагогической, психологической поддержкой. Сейчас переход на СО уже не выглядит таким пугающим. Проводятся конференции, фестивали, существует онлайн-журнал «Семейное образование (и было издано 8 номеров печатного журнала), а совсем недавно была создана Ассоциация развития семейного образования (АРСО).

Информационная поддержка для родителей:

Онлайн-журнал: интервью, личные истории, обзоры образовательных программ и методик, справочная информация, аналитические статьи, авторские колонки профессионалов образовательной индустрии, опытных родителей-альтернативщиков.

Мероприятия: ежегодный фестиваль свободного образования «Я живу — я учусь», образовательные вебинары, онлайн-саммиты.

Онлайн-общение, офлайн-встречи, семейные лагеря, совместные прогулки и походы в музеи.

В группе более 8000 участников — Россия, ближнее и дальнее зарубежье.

Мероприятия: ежегодная конференция альтернативного образования, фестивали, семинары, вебинары.

Консультирование родителей по вопросам, связанным с обучением детей дома. Развитие и поддержка семейных школ. Поддержка родительских объединений.

И помните: приняв решение обучать ребенка дома, вы не обязаны следовать ему все 11 лет! Закон не ограничивает право родителей менять формы образования и обучения детей. Мы можем делать это столько раз, сколько захотим.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector
counter -->