No Image

Домашний лад и порядок

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 декабря 2019

Содержание и вопросы: мир крестьянской семьи. Домашний лад и порядок. Каждому было свое дело, занятие.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_istoki-yunusova.docx 24.01 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАНИЯ

Сектор поликультурного образования

«Домашний лад и порядок»

Слушатель курсов повышения квалификации курса 02631-18/19-Б.

Преподавание междисциплинарного учебного курса «Истоки» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) на уровне основного общего образования

Ф.И.О. __Юнусова Г.В____

Место работы: ГБПОУ МОК ЗАПАД (школа)

Цели и задачи: присоединение к ценностям народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат лад и порядок. Сформировать у учащихся представление о крестьянском образе жизни, центром которого являются крестьянские хоромы. Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого – свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства – лад с людьми и согласие с Богом.

Содержание и вопросы : мир крестьянской семьи. Домашний лад и порядок. Каждому было свое дело, занятие.

АФО: работа в паре (развивающий): «Чему учились дети у родителей», ресурсный круг: (развивающий): «Домашний лад и порядок».

Социокультурный ряд: лад, согласие, родной дом.

  • Презентация,
  • Аудиоряд (колыбельная),
  • Видеофрагменты по теме урока.

«Чему учились дети у родителей»

1. Подготовительный этап (присоединение к теме).

Учитель задает детям вопрос: «Есть такое выражение: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому» и «…Семья, дом — это школа трудовых навыков, и не только для взрослых, но прежде всего для детей. А родители — их первые наставники…» , согласны ли они с этими выражением, чему научили их родители?» Предлагает детям посмотреть видеофрагмент по теме урока. Можно прочитать отрывок по теме из учебника (стр.32-33).

Учитель предлагает выполнить задание в рабочей тетради (стр. 23). Учащимся предлагается прочитать названия крестьянских работ и записать в один столбик те виды работ, которым учились у родителей мальчики, в другой столбик – чему учились девочки.

3. Работа в паре.

Внимательно выслушай соседа, сообщи ему своё решение, придите к общему мнению. Предлагается заполнить таблицу в соответствии с общим мнением.

4. Обсуждение в классе, экспертная оценка.

  • К каким выводам они пришли в ходе тренинга?
  • Что нового узнали и поняли в ходе выполнения задания?
  • Как лучше распределить трудовые обязанности в семье?
  • Есть ли совместные дела в твоей семье? Кто принимает в них участие?
  • Какие обязанности выполняете в семье вы?
  • Чему учатся у родителей в настоящее время и чему бы они еще хотели научиться у родителей?

Ресурсный круг «Домашний лад и порядок».

1. Подготовительный этап (присоединение к теме).

Учащиеся и учитель находятся в круге. Учитель произносит вступительное слово и просит учащихся подумать и ответить на вопросы: «Как вы понимаете выражения «семейный лад», «ладная семья»? Что помогает сохранить лад и согласие в семье?".

Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что из обычаев и традиций наших предков вы бы взяли в свою семью?»

1) Первый, сидящий слева от преподавателя, отвечает на вопрос и передает слово следующему, взглядом и прикосновением.

2) Второй учащийся дает свой ответ на поставленный вопрос и передает слово дальше.

3) Высказываются все желающие.

4) Учитель подводит итог, выделяя наиболее глубокие и точные высказывания , поддерживает учащихся, испытывающих затруднения. Подчеркивает важность проделанной работы и выражает надежду, что в дальнейшем этот опыт будет еще богаче.

Учитель предлагает учащимся рассказать о своих чувствах, которые

возникали во время разговора в круге. Ученики оценивают, насколько успешным было общение в ресурсном круге, отвечают на вопрос: « Какие традиции предков живут в вашей семье?»

МОУ Ферапонтовская средняя общеобразовательная школа

Раздел «Крестьянские хоромы».

Тема урока: «Домашний лад и порядок».

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ

Учитель Бородулина

Телефон: 4 – 92 – 27

Розанова надежда Ивановна

Читайте также:  Быстрый салат из морепродуктов

Курсы по истоковедению – 3.02.03 – 15.02.03

Стаж работы по программе – 3 года

Содержательные: – вывести детей к пониманию
важнейших ценностей человека в
ближайшей окружающей
среде (трудовые традиции, мир,
согласие, порядок, гармония);

– показать значимость крестьянских
хором – как родного очага, лад и
согласие – основа семьи, а дом и
хоромы призваны создавать
условия для лада и согласия.

Развивающие: – развитие восприятия, мышления,
чувствования;
– формирование ресурсного места в
классе;

– положительные мотивации к
действию.

Оформление: красный угол: стол с подлинными предметами старины, стол с угощениями, доска на новые слова. Дети одеты в русских костюмах.

«Не надобен и клад, коли в семье лад»

«При солнышке тепло, при матери добро»

Фотографии взяты из фондов Кирилло-Белозерского музея.

Песня на стихи Н. Рубцова «В горнице».

Дорогие ребята, мне приятно вас снова видеть в крестьянском доме. Я рада нашей встрече и вижу ваше желание работать

2. Повторение материала.

– А что мы делали на прошлом уроке? (строили дом, крестьянские хоромы).

– Вспомните, почему мы говорили о крестьянском доме, хоромах как об одном их чудес России? (ответы детей)

Учитель: Правильно, именно у нас на Русском Севере, на Урале и Сибири строили такие дома. Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек – древнейших водных дорог стоят потемневшие от времени величавые избы.

Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

Ребята! На прошлом уроке мы с вами побывали в крестьянских хоромах, узнали секреты внутреннего мира крестьянских хором, погрелись у печки, хозяйка дома угостила нас вкусными пирогами с чаем. Мы узнали, что в крестьянской избе для каждого дела было свое место: и для труда земного – держать дом в порядке и заботиться о семье, и для труда души. Родной дом, а в доме очаг и красный угол были средоточием хозяйственной жизни, центром крестьянского мира.

Тема нашего сегодняшнего урока «Домашний лад и порядок».

И мы снова с вами в крестьянском доме, давайте пройдем в красный угол, усядемся поудобнее на лавках и начнем наш разговор.

Песня «В горнице»

Учитель: Хорош, крепок крестьянский дом. Крепок он согласием и любовью семьи. «Согласие да лад – для общего дела клад».

Какая же любовь была в крепкой крестьянской семье? (Взаимная, супружеская, родительская, братская, сестринская, дочерняя, сыновья, старшего к младшему, младшего к старшему).

А как вы понимаете жить в ладу? Какова жизнь? – часто спрашивают знакомых. Да все ладно (т. е. хорошо), – отвечают они. Хорошую жизнь пронизывают лад, ритм, последовательность. В ладной семье жизнь идет четко, размеренно: первой просыпается большуха, сотворяет молитву, затопляет печь – это сигнал хозяину (большаку), который встает и принимается за свои дела. К завтраку вся семья вокруг тола. После трапезы – распределяется работа на день. В обед опять вся семья за столом, отдых и опять работа.

В. А кто же такой большак и большуха?

Найдите ответ в учебнике на стр.

Большак (хозяин) – отвечал за достаток в доме, следил за нуждами всей семьи, защищал ее интересы, нес на своих плечах всю тяжесть крестьянского труда.

Большуха (хозяйка) держала в своих руках все хозяйство дома и распределяла работы между женщинами. Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить белье. А как это делалось? У нас здесь представлены подлинные предметы, предназначенные как раз для этого.

Рубель (плоская палка 10 – 12 см с ручкой) стиральная доска,

скалка (от «скать» – тонко раскатывать).

Показать как гладили белье.

Одежду носили домотканую – льняную или шерстяную, ткали на домашних станках. Вот челнок – одна из деталей этого станка. А нитки сначала нужно было напрясть. Девочки уже с 5-ти лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» или «неткаха» считались очень обидными. Шить и вышивать раньше умели все девушки, даже из царских семей. Вот прялка с веретеном (вертящаяся палочка). Крутится веретено в ловких пальцах пряхи. Тут и песня слышится:

Читайте также:  Вкусный салат с шампиньонами консервированными

В низенькой светелке

Молодая пряха под окном сидит.

Русские прялки – неизменные спутницы крестьянских женщин. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец – дочери. Прялку – подарок хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.

Ближе к окну располагался ткацкий стан (став, кросна). Для крестьянской семьи это было необходимо, т. к. все от мала до велика, носили домотканую одежду.

В – И у детей была работа. А почему?

О – Все были заняты делом.

– Посмотрите на свои руки. Скажите, чем они отличаются от рук мамы – папы, бабушки – дедушки. Натруженные руки – много доброго и полезного сделали за свою жизнь (у вас еще все впереди). Ведь основа жизни человека – труд. Мы с вами находимся в крестьянских хоромах. В доме проживала многолюдная крестьянская семья, но для каждого находилось дело, никто не чувствовал себя лишним, бесполезным.

Прислушайтесь: звенят коклюшки – это бабушка плетет кружево, поскрипывает береста в умелых руках деда, потрескивают ивовые прутья – отец плетет корзину.

А вот мать прядет кудель, старшая сестра, склонившись, старательно вышивает полотенце. Младшие дети тут же, играют в незатейливые игрушки, с интересом наблюдают за работой.

И бабушки, и дедушки, и отец с матерью, и дети. Поэтому – в хорошей дружной семье, где у каждого были свои обязанности, всегда были порядок, мир и согласие. Сегодня мы представим жизнь крестьянской семьи и поговорим о том, чему обучались мальчики и чему обучались девочки.

Тренинг «Чему учились дети у родителей?» (стр. 21 тетради).

Шаг 1. Самостоятельно.

Задание. Прочитай названия крестьянских работ, которым обучались в семье дети.

УХАЖИВАТЬ ЗА КОРОВОЙ

УХАЖИВАТЬ ЗА ЛОШАДЬЮ

Запиши в один столбик те виды работ, которым учились мальчики, а в другой – девочки.

Шаг 2. Работа в паре.

Задание. Внимательно выслушай соседа, сообщи ему свое решение. Придите к согласию.

Заполните таблицу в соответствии с вашим общим выбором.

Жизнь крестьянской семьи была гармоничной. Мальчик, будущий глава семьи, поэтому приучался нести на своих плечах всю физическую нагрузку семьи, а будущей хранительницей домашнего очага была девочка – она приучалась заботиться об одежде, о домашних животных. Т. е. крестьянские хоромы – это не только гармония внешняя, но и внутри тоже присутствовала гармония.

Вот так в согласии и в ладу воспитывались детишки, так как видели перед собой пример старших, учились у старших и старшие поощряли всякое доброе дело. Единомыслие, единение, единоверие – вот основа согласной семьи.

Учитель: Выберите, каким же должен быть человек, живущий в крепкой крестьянской семье.

8. Грубый 9. Завистливый

А легко ли быть таким человеком?

Ресурсный круг «В крестьянских хоромах»

Учитель: Сегодня на уроке мы узнали о жизни в крестьянском доме. А сейчас зайдите в наш дом. Сядьте на лавки. Давайте закроем глаза и еще раз вспомним:

1. Что мы увидели;

2. Что мы услышали в крестьянском доме;

3. Какие запахи ощутили;

4. Что почувствовали.

Вот мы и совершили экскурсию в крестьянские хоромы. Расскажите дома, что вы узнали о жизни в крестьянских хоромах. И расспросите своих дедушек и бабушек в какие игры они играли.

Прочитайте статью в учебнике на стр. 32 – 34. задание в тетради.

1. Что нового узнали и поняли сегодня на уроке?

2. Чему учитесь у родителей в настоящее время?

3. Какие традиции предков живут в вашей семье?

4. Что бы вы взяли в свой современный дом, в свою семью в будущем с сегодняшнего урока

Итог урока: очень хорошо поработали. Радостно смотреть на то, как вы обсуждали в паре задание и пришли, пообщавшись, к полному решению. Были добры и внимательны друг к другу. Всем спасибо за урок. Я надеюсь вы будете дорожить своим родным домом. Ведь дом – кров по своей значимости находится в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.

Читайте также:  Духовые пирожки на кефире без дрожжей

Не надобен клад, коли в семье лад

Все мы в детстве мечтаем. Мечтаем о счастье. Счастье каждый представляет себе по-разному.

Одно у всех обязательно. Рядом должна быть мама. Самая моя, моя…

Рядом должен быть папа. Мой самый, самый…

И мы должны быть вместе.

А потом уж полёт на Луну, постройка дома на старом дубе, сплав на плотике через огромную лужу во дворе.

И, согласитесь, очень важно знать, что мама и папа любят друг друга и, конечно, меня. Правда?

Мама, папа и я. Это на самом деле очень важно. Это старт на всю жизнь. Старт уверенный, хранящий по жизни, либо это образ того, как я не хочу, чтобы было. Где больно: слёзы, обиды и разочарования.

Что же делать? К сожалению, не всем довелось родиться в ладной семье. Здесь важно сделать свой выбор и жить так, как хочется, по Душе, даже если в багаже тяжёлый груз из непониманий, взаимных упрёков, холодности и отчуждённости…

В нашей рубрике мы будем учиться освобождению от негативных образов подробно.

А пока хочется понять, что это за слово такое волшебное "Лад"?

Почему издревле он так ценился? Что такое ладная семья?

"Не надобен клад, коли в семье лад", читаю я собранную Владимиром Далем стародавнюю русскую поговорку.

Лад в семье, как соль на столе. Когда есть, всё ладно.

А вот когда его нет, жизнь теряет яркие краски, охота жить теряется, дела не идут, болезни приходят, несчастья случаются…

Потому как в Ладу живущий силы свои сберегает, они при нём. Не растрачивает он их попусту на "вчерашний день": обидки, мщения, брань и разборки. А эти вещи у нас ой как много силы отнимают.

У ладного человека в Душе мир, не теряет он ясность и разумность. От этого и дела идут споро и легко, всем на удивление.

В ладу живущий достигает своих мечтаний, у него много сил творить.

Это к-ра-сивые люди (солнечные), их видно. Своей любви в них много, великодушия, и несут они это светом в мир.

Лад в семье — это лад "семи — я", сложенный из лада в душах каждого в семье.

Ладные семьи — костяк сильных Родов.

Дети в ладных семьях сильные и крепкие Духом рождаются.

А старшие поколения с младшими непрерывной нитью лада соединены. И в старости благодарную любовь детей и внуков родители видят.

С древнерусского "Лад" значит "согласие", а ещё точнее "взаимодействие".

Очень много в этих словах. Это умение слышать друг друга, умение договариваться, умение сотрудничать, работать так, чтобы каждому было радостно, и дело делалось так, как надо, как задумано, то есть ладом.

У Даля читаю: "Ладом" — "порядком, толком, путём, дельно".

Слово "Лад" значит ещё "любовь". Ладо, Лада называли так суженого, супруга. Ладушкой называли любимую. "Лады всего дороже", "Ладый мой, не жури меня".

От слов этих бережность идёт, нежность, уважение и чистота.

Ладная семья обережённый свой круг имеет для каждого в семье. Этот круг от недобрых людей или завистливого взгляда убережёт. Потому, что внутри чисто, между собой доверие и ясность.

Слово "Лад" вбирает в себя целые миры устроения жизни, такой жизни, где люди подобны Богам, возможно потому, что произошло от имени славянской богини Лады.

Богиня Лада — это Мать Мира, женская ипостась бога Рода, супруга Сварога. Лада хранит семьи, благоприятствует чадородию, оберегает людей от гнева других богов. Многие века помогала она людям сохранять Жизнь на земле, радостно трудиться и продлевать свои Роды. Прекрасно, что эти слова сохранились в русском языке, донеся до нас уклад жизни предков наших.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector
counter -->