No Image

Еда в картинах художников

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
11 декабря 2019

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Еда в истории искусства всегда была для художников источником вдохновения, многие из которых обращались к ней как к натуре для своих натюрмортов. А в наше время она еще и стала материалом для художественного творчества. Некоторые дизайнеры и стилисты начали использовать продукты для создания уникальных работ, получивших название фуд-арт. Творчество фотографа и фуд-стилиста Татьяны Шкондиной является тому ярким подтверждением. Она создает из еды потрясающие копии известных картин художников-классиков.

Творческому человеку вдохновение можно найти в самых обычных вещах. И то, что фуд-фотография – ее призвание, Татьяна поняла сразу, как только начала пофессионально заниматься этим искусством.

В новом жанре современного искусства фотограф уже добилась довольно больших успехов и признания, так как ее работами уже давно интересуются всемирно известные компании. Татьяна работала с такими брендами, как «Campbell’s», «Bounduelle», «Norge», «Valio», «Lurpak», «Jacobs», «Gastronom» и др.

А еще Татьяна Шкондина осуществила уникальный творческий проект, в который вошла целая серия работ, посвященная произведениям живописи великих мастеров прошлых веков. Фотохудожник воссоздала максимально точно и оригинально картины Сальвадора Дали, Винсента ван Гога, Казимира Малевича, Энди Уорхола и других не менее знаменитых живописцев, используя оригинальный подход и самые обыкновенные продукты.

На ее шедеврах видим ягоды черники и яблоки, кусочки арбуза и сыра, макароны и мясо, икра и зелень, кофейные зерна и многое другое, что найдется на кухне любой хозяйки. К слову, увлечение фотографа-стилиста, имеющей образование радиотехника, начиналось из собственной кухни.

Тема еды в живописи — одна из самых популярных. Диапазон проявлений ее достаточно широк – от красочных натюрмортов до разнообразных жанровых сцен. Многочисленные “завтраки”, “обеды” и “ужины” можно найти среди работ любого художника. Но только некоторые из них стали знамениты и вошли в золотой фонд мировой живописи.

Диего Веласкес , “Завтрак” (1617), “Крестьянский завтрак” (1618)

Художник Диего Веласкес (1599 – 1660) по праву считается величайшим представителем золотого века испанской живописи. Уже в 18 лет он сдал экзамен на звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи. Свои первые картины начинающий художник создавал в жанре бодегонес (bodegón – харчевня, трактир), который сочетал в себе элементы бытовых сценок из народной жизни и натюрморта. К ним относится и картина “Завтрак” (Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Старик, мальчик и молодой человек (существует мнение, что это автопортрет Веласкеса ) изображены за незамысловатым завтраком. Наиболее яркая часть композиции – строгий и скупой натюрморт на белой скатерти. Висящие на стене короткополая шляпа и шпага указывает на благородное происхождение одного из присутствующих. Несмотря на бедность обстановки, персонажи на картине излучают оптимизм и радость.

Эта картина идентична другому полотну художника, выполненному годом позже – “Крестьянскому завтраку” (Музей изобразительных искусств, Будапешт). Тот же акцент на белой скатерти, но натюрморт не так скуп – рыба, лимон, морковь, хлеб и вино, которое девушка сосредоточено наливает в прозрачный бокал. Пожилой человек и юноша заняты беседой. Запоминающиеся народные типы, полные естественного достоинства, выбор сюжета, контрастность освещения, плотность письма характерны для раннего творчества Веласкеса, на который оказали большое влияние работы Караваджо . До наших дней сохранилось всего 9 картин этого периода, в том числе и два “Завтрака”.

Франсуа Буше, “Завтрак” (1739)

Франсуа Буше (1703–1770), придворный художник Людовика XV, получивший звание “первого живописца короля”, был обласкан славой и почетом. Он проявил себя как яркий представитель эпохи рококо, которую во Франции называли временем Купидона и Венеры. Законодатель моды и образец стиля, любимец знати и протеже мадам Помпадур, Буше прославился как талантливый декоратор и художник. Его славу живописца составили многочисленные пейзажи и пасторали, картины на мифологические и библейские сюжеты.

Читайте также:  Вок с грибами и овощами

Несколько особняком в его творчестве стоит “Завтрак” (Лувр, Париж ). Домашняя сцена в элегантной гостиной, где за кофейным столом (новый и модный на ту пору напиток) собрались члены одной семьи. Исследователи считают, что здесь Франсуа Буше изобразил собственную семью: жену (справа), сестру (слева), двоих детей и себя самого. Теплая атмосфера, царящая за столом, подчеркивается мягким золотым светом, пронизывающим комнату. Картина запечатлела на века счастливое мгновение внутренней близости, домашнего покоя и семейного счастья.

“Завтрак” в полной мере раскрывает многогранный талант Буше не только как живописца, но и как дизайнера и оформителя. Художник тщательно и подробно, с большим мастерством выписал все детали интерьера – большое позолоченное зеркало с резным декором, витые ножки стола, часы, фигурки на полочках.

« В те времена слово « красивый» являлось знаменем Франции. Это стиль жизни целой эпохи, это дух свободы и атмосфера роскоши, это, наконец, гений Буше » (Эдмон и Жюль де Гонкур, 1881)

П.А. Федотов , “ Завтрак аристократа” ( 1849—1850)

Павел Андреевич Федотов(1815 – 1852) вошел историю искусств как родоначальник критического реализма в жанровой живописи. Оставив военную карьеру ради любви к искусству, он вначале пробует себя как художник-баталист. Но настоящим его призванием становится бытовой жанр. Лучшие работы Федотова — “Свежий кавалер”, “Сватовство майора”, “Разборчивая невеста” — по праву вошли в золотой фонд русской живописи.

В этом ряду стоит и “Завтрак аристократа” (Государственная Третьяковская галерея, Москва). Авторское название картины — “Не впору гость”, а свое ироническое сегодняшнее название полотно получило уже после смерти художника. На картине изображен молодой дворянин, который с испугом прикрывает ломоть ржаного хлеба, весь свой скудный завтрак, услышав шаги незваного гостя. Художник подробно выписывает материальный мир молодого повесы – коробку из-под распечатанной колоды карт под столом, модный романчик в желтой обложке (им и прикрывается более чем скромный завтрак), театральную афишу на спинке стула, афишу с рекламой устриц (поедание устриц – обязательное времяпровождение светских молодых людей того времени), щегольской халат по последней парижской моде. Но красноречивее всего – опустошенный вывернутый кошелек. Тщеславие, суетность, жизнь напоказ, тщательно скрываемая убогость под личиной внешнего лоска и благополучия – любимые федотовские темы, ярко раскрытые в этой картине. Такой герой был достаточно характерен для того времени, и нашел свое отображение не только в живописи, но и в литературе. Вот красноречивый диалог из повести Владимира Александровича Соллогуба “Тарантас”(1840):

Зинаида Серебрякова , “За завтраком” (1914)

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884 – 1967) занимает почетное место в истории русской живописи не только как замечательная художница, но и как одна из первых женщин, оставившая яркий след в изобразительном искусстве. По мнению Александр Бенуа, идеолога “Мира искусства” и дяди художницы, “в детских и женских портретах Серебрякова не знает себе соперников”. И картина “За завтраком” (Государственная Третьяковская галерея) – тому подтверждение.

На полотне изображены трое из четырех детей художницы – старший восьмилетний Женя пьет воду, семилетний Шура на мгновение оторвался от еды и повернулся к зрителю, и трехлетняя Таня в ожидании супа положила руку на тарелку. Самой маленькой годовалой Кати нет за столом. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы. В семье художницы придерживались европейского распорядка приема пищи: рано утром – маленький завтрак из булочки и молока, а в 12 часов – большой завтрак, больше напоминающий обед. Именно он и показан на полотне. Картина наполнена спокойствием и безмятежностью. Чистые яркие тона, совершенство техники, удивительная душевная атмосфера, пронизанная любовью… Это картина — искренний рассказ любящей матери о своих детях.

Читайте также:  Jo malone blackberry and bay отзывы

Вскоре после революции Зинаида Серебрякова потеряла мужа и осталась одна с четырьмя маленькими детьми на руках. В 1924 году художница покинет страну и навсегда уездет во Францию. Спустя 2 года к ней присоединятся Александр и Катя, двое других детей по независящим причинам останутся в Советской России вместе с бабушкой. Долгими десятилетиями они смогут общаться только посредством писем, а увидятся только в начале 60-х годов незадолго до смерти художницы. Все дети Серебряковой посвятят себя искусству: Евгений станет архитектором и реставратором, остальные – художниками.

В 1955 году картина “За завтраком” была приобретена Третьяковской галереей у Лидии Руслановой, знаменитой певице русских народных песен и известной собирательнице картин русских художников и антиквариата.

Пабло Пикассо , цикл “ Завтрак на траве. По Мане ” (1950- 1960)

Наиболее известный “завтрак” в истории живописи — “Завтрак на траве” Эдуарда Мане. Новаторская картина произвела неизгладимое впечатление не только на современников, но и на многочисленные последующие поколения художников. Пабло Пикассо (1881 – 1973) увидел ее впервые в 1900 на Всемирной выставке в Париже и стал на долгие годы ее поклонником. Позднее он скажет: “ Когда я увидел “ Завтрак на траве”, я сказал себе — это моя проблема на будущее ”.

Как известно, Пикассо в разные периоды творчества обращался к живописи гениальных предшественников, создавая циклы картин-реплик на тему того или иного художника или отдельного произведения. Великие работы живописцев служили для него не только вдохновением, но и вызовом. В 1950-1960-е годы Пикассо создал серию картин “ Завтрак на траве. По Мане ” , самую обширную в тот период.

Цикл вариаций включал 26 полотен (14 из них — в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций. Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. На первых картинах и рисунках изменения не велики — художник сохраняет и облик персонажей и их позы, но в дальнейшем тема оригинала постепенно видоизменяется, превращаясь в другие – “купание”, “античная идиллия”, “ночная беседа”. На картинах меняется облик персонажей, их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. Также разнообразно и изобразительное решение “завтраков”. Странными и дерзкими композициями Пикассо ведет “диалог сквозь века” с Мане — великим мастером изобразительного искусства прошлых лет, своим примером передавая эстафету последующим поколениям художников.

«Большие» темы: политика, пол, классовое разделение, религия так или иначе связаны с тем, что и как мы едим. Даже выбирая локальные продукты или игнорируя определённые марки, мы заявляем о своей позиции. Как отмечают авторы проекта Estetico, уничтожение некрасивых овощей в Европе – тоже символический акт, борьба за эстетику.

Читайте также:  Блины по дюкану без крахмала

Сегодня фотография в Instagram, даже далёкая от шедевра, может рассказать нам о том, как у автора с деньгами, какие у него привычки и образ жизни. При этом скрытые смыслы в изображениях еды – не новое явление. Она неизменно была связана с эротизмом, богатством, экзотичностью и позволяла «показать то, что скрыто».

Натюрморт

В XV веке художников всё больше стала вдохновлять культура Античности, а кроме того природа: натюрморт становится частью композиции картин, религиозных или светских. Но уже к XVII веку натюрморт стал самостоятельным жанром в Италии, Испании и Нидерландах.

Ван Дейк, натюрморт с фруктами, орехами и сыром, 1613 г.

Еду изображали реалистично, с множеством деталей. В авангарде были голландские и фламандские мастера, которые изображали обильные и щедрые порции. Особенно они любили дичь, птицу, омаров, моллюсков, экзотические цитрусовые фрукты, виноград. Дорогие деликатесы символизировали шикарный образ жизни, с которым мечтал отождествлять себя владелец картины. Но иногда подобные произведения служили напоминанием о бренности роскоши или опасности чревоугодия. Одни полотна призывали к воздержанию, другие к постоянному празднику и удовольствиям. Гниющие фрукты, к примеру, могли символизировать , что «всё пройдёт» и жизнь скоротечна.

Ян Вермеер, картина «Молочница», 1658-1661 г.

Еда помогала как бы «заморозить» момент, затормозить течение времени, показать мастерство наблюдения за реальными объектами, виртуозное владение цветом и работу с формой. Так, Ян Вермеер пошел иным путём, чем его голландские современники. В своей знаменитой картине «Молочница», он использовал дорогие пигменты, богатые цвета, удивительное освещение для того чтобы показать самую простую еду – молоко и хлеб.

Еда и реальная жизнь

К концу XIX века художники стали всё больше обращаться к изображению людей, которые едят или общаются, сидя за столом. Например, картина «Едоки картофеля» Винсента Ван Гога построена именно на этом. Художник в своём письме к брату Тео писал, что пытался показать крестьян, которые честно и тяжело трудятся.

Винсент Ван Гог, картина «Едоки картофеля», 1885 г.

Другие авторы, такие как Поль Сезанн, использовали натюрморт для того, чтобы показать возможности нового искусства. В «Натюрморте с драпировкой» художник намеренно искажает перспективу, чтобы сделать акцент на отказе от устаревших принципов построения натюрморта, на котором всё показано под одним углом.

Поль Сезанн, Натюрморт с драпировкой, 1895 г.

Елена Мартинович в статье для проекта Widewalls отмечает, что другие импрессионисты любили показывать социальных аспект совместного приема пищи, те эмоции, которые он несёт за собой. Знаменитая картина «Завтрак гребцов» Огюста Ренуара тому яркое подтверждение.

Огюст Ренуар, картина «Завтрак гребцов», 1880-1881

Еда в искусстве XX века

В XX веке художники деформируют линии, переосмысляют цвет, резкость изображения, работают с плоскостью, а значит, еда теряет свою форму и узнаваемость. Но это только одна сторона вопроса. То, что мы едим, позволяет художникам наблюдать за меняющимся обществом. Картина американца Эдварда Хоппера «Столы для леди», написанная в 1930-м позволяет порассуждать о Великой депрессии, деньгах, классовости. Сцена показывает, как за столиком ресторана едят посетители, а две женщины – кассир и официантка – работают в зале. Тут стоит помнить, что не так давно эти профессии стали доступны для женщин, а «столы для леди» специально начали рекламировать: раньше женщина, обедающая одна, считалась проституткой.

Эдвард Хоппер, картина «Столы для леди», 1930 г.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector
counter -->