Речевой этикет и его функции
Язык как средство речевого общения имеет различные назначения. Он выступает в роли стержневого средства коммуникативного взаимодействия. Благодаря этому предназначению языковых систем люди обладают возможностью полноценно взаимодействовать в социуме в целом и с субъектами в отдельности. Такое назначение языковых систем считается их коммуникативной функцией.
Познавательная функция языка является выражением деятельности сознания человека. Ведь существенную часть информации о внешнем мире люди получают посредством языка.
Аккумулятивная функция предполагает накопление и сохранение опыта, хранение знаний для использования их в дальнейшей жизни. В будничной жизни людей выручает ведение дневников или записных книжек. А своеобразными «записными книжками», наследием всего человечества является всевозможные памятники письменности и литература.
Конструктивная функция заключается в формировании мыслей и различных суждений. С помощью языковых систем мысль как бы обретает материальную оболочку и звуковую форму. Выраженная при помощи слов, мысль становится четкой и понятной, прежде всего, для индивида, который ее высказал.
Эмоциональная функция являет собой один из инструментов выражения чувств и эмоциональных состояний. Данная функция реализуется посредством речи только при условии прямого выражения эмоционального отношения индивида к информации, которую он сообщает. При этом основную роль играет интонация.
Контактоустанавливающая функция выражается в установлении контакта между индивидами. Временами общение может быть бесцельным, а его информативность может равняться нулю, что означает подготовку почвы для дальнейшего продуктивного и доверительного общения.
Этническая функция лежит в объединении народа.
Уровни вежливости: вы- и ты-общение. Изучение «внешних» проявлений этического воспитания — правил поведения, формул речевого этикета и условий их употребления имеет смысл только тогда, когда сформированы качества внутренней этики человека. Между тем, будет общим местом сказать, что современное образование не предполагает зачастую изучения таких дисциплин, как этика и эстетика, культура речи. Отчасти поэтому мы и наблюдаем постепенное вымирание элитарной речевой культуры и экспансию среднелитературного и даже литературно-разговорного типа речевой культуры. Разработкой проблем этико-речевого облика личности активно занимается в настоящее время (точнее, всегда занималась) риторика, и потому, возможно, распространяющееся сейчас риторическое образование поможет восполнить этот пробел. Этический образ говорящего описывают, например, такие риторические категории, как риторический этос, ораторские нравы (честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность, компетентность), риторический идеал.
Чтобы ответить на вопрос, что в речевом поведении человека нам импонирует, а что вызывает неприятие, обратимся к классической «Риторике» Аристотеля [Аристотель 2000] и попробуем воссоздать «идеальный» с этической точки зрения образ собеседника, путем указания на признаки, которыми собеседник должен обладать либо не обладать: «Итак, вот в каком состоянии люди легко поддаются гневу. Сердятся они на тех, кто над ними насмехается, позорит их и шутит над ними, потому что такие люди выказывают пренебрежение к ним. Сердимся мы еще на людей, дурно говорящих и презрительно относящихся к вещам, которым мы придаем большое значение…. Сердимся мы и на друзей, если они не говорят хорошо о нас или не поступают по-дружески по отношению к нам. Гнев наш обращается и против тех лиц, которые, огорчая нас, нисколько об этом не заботятся; поэтому мы сердимся на тех,… кто спокойно слышит о наших несчастьях, …так как друзья соболезнуют нам. Еще мы сердимся на тех, кто обнаруживает пренебрежение к лицам, которых нам стыдно не защитить, например к нашим родителям, детям, женам, подчиненным. Сердимся мы и на тех, кто не благодарит нас, потому что в этом случае пренебрежение противно приличию, а также на тех, кто иронизирует, когда мы говорим серьезно. И забывчивость может вызывать гнев, например забвение имен, хотя это и вещь незначительная». «Вражду порождают гнев, оскорбление, клевета». «Милостивы мы к тем, кто нас уважает. Любим мы и тех, с кем приятно жить и проводить время, а таковы: люди обходительные, не склонные изобличать ошибки других, не любящие спорить и ссориться. Любим мы и тех, кто умеет пошутить и перенести шутку… Мы любим также людей, хвалящих те хорошие качества, которые в нас есть. Любим мы также людей незлопамяных, не помнящих обид и легко идущих на примирение, а также людей незлоречивых и обращающих внимание не на дурные, а на хорошие качества людей, нам близких, и нас самих. Любим мы и тех, кто не притворяется перед нами, таковы, например, те люди, которые говорят о своих недостатках».
В этих высказываниях, как можно судить, нам эмпирически представлен образ вежливого собеседника, стремящегося соблюдать правила успешности общения, как то: «доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» (настроенности на мир собеседника), искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания» [Культура русской речи 1998: 90]. Неотъемлемой частью вежливости как проявления уважения к Другому является употребление стереотипов речевого этикета.
Речевой этикет — это «…национально специфичные правила речевого поведения, применяемые в ситуациях вступления собеседников в контакт и поддержания общения в избранной тональности соответственно обстановке общения, социальным признакам коммуникантов и характеру их взаимоотношений» [Формановская 1984: 5]. Национальная специфичность речевого этикета является важнейшей его чертой — сколько существует национальных сообществ, столько и кодексов поведения, в том числе и речевого. Этикетно-речевые формулы носитель той или иной культуры усваивает с раннего детства, так как это одно из первых условий социализации личности, возможности «вписаться» в социум, поддерживать устоявшиеся формы социального взаимодействия. Именно поэтому первое, чему учатся люди, собирающиеся посетить другую страну — это как сказать «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «До свидания». Соблюсти условия правильного входа в контакт и выхода из него — необходимые факторы успешности общения, без которых оно вообще может не состояться. Можно выделить следующие, важные для употребления речевого этикета, функции общения (см. об этом, например, [Формановская 1987]):
1) контактоустанавливающая (фатическая): проявляется в таких речевых актах, когда говорящий обращает на себя внимание собеседника, готовит его к собственно сообщению информации, то есть эти функция обслуживает речевой контакт собеседников.
2) апеллятивная (призывная): функция привлечения внимания, реализуется при обращении к собеседнику, чтобы призвать его для дальнейшего разговора.
3) конативная: функция ориентации на адресата в связи с его ролевыми позициями в речевом взаимодействии (например, выбор обращения или приветствия в зависимости от степени знакомства, официальности/неофициальности обстановки общения, возраста собеседников и т.п.).
4) волюнтативная: функция волеизъявления по отношению к собеседнику, воздействия на него, ярче всего проявляется в ситуациях просьбы, приглашения, разрешения, совета, предложения.
5) эмотивная: функция, связанная с выражением эмоций, чувств, отношений человека. Также диктует выбор той или иной этикетной формулы в зависимости от того, какую эмоцию мы хотим выразить по отношению к собеседнику.
На выбор той или иной этикетной формулы, того или иного способа обращения к собеседнику влияет социальная роль коммуникантов, то есть общественно одобрямый тип поведения человека, занимающего в обществе одну из типизированных позиций, входящих в социальную структуру данного общества. Исполняемые роли связаны с полом, возрастом, образованием, воспитанием, родом занятий, местом жительства (город / деревня) и т.п. Таким образом выделяются, например, профессиональные роли (врач, продавец, преподаватель, рекламный агент и т.п.) и ситуативные роли (клиент, пешеход, больной, пассажир и т.п.). Знание атрибутов этих ролей позволяет чувствовать себя членом общества и не создавать случайных помех в социальном взаимодействии. Кроме того важными факторами, определяющими ход общения, являются такие характеристика, как официальность / неофициальность обстановки общения, степень знакомства говорящих, их статусные различия, характер взаимоотношений. Покажем действие этих факторов на примере условий выбора формы общения.
Как известно, в русском этикете существует два уровня вежливости, соответствующих формам вы- и ты-общения (в английском языке, например, один уровень вежливости, в японском — пять: три основных и два промежуточных. Каждому уровню вежливости соответствует особая форма обращения), и в качестве общей оппозиции форма вы свидетельствует о большей вежливости, а ты — о меньшей. Какие условия влияют на выбор той или иной формы?
1) Степень знакомства собеседников. Форма вы выбирается при обращении к незнакомому или малознакомому адресату, ты — хорошо знакомому адресату. При дальнейшем знакомстве возможен переход на ты. Быстрый переход свойствен молодежи, которая нередко склонна и знакомиться на ты. Дети общаются между собой только в форме ты. При длительном знакомстве отношения могут не стать дружескими, при этом перехода с вы на ты не происходит. Иногда и при дружеских отношениях сохраняется общение на вы, например, среди людей среднего и старшего поколения, интеллигентов. В этом случае с переходом на ты связывается утрата подчеркнуто уважительного отношения к адресату, проявление некоей фамильярности. Характерно, что чаще вы-общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин. Мужчины разных социальных слоев чаще склонны к ты-общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин ты-общение считается единственно приемлемой формой общения.
2) Официальность / неофициальность обстановки общения. Вы используется в официальной обстановке, ты — в неофициальной. Незнакомый, малознакомый адресат именуется на вы и в официальной, и в неофициальной обстановке. С хорошо знакомым человеком, с которым в обиходном общении применяется ты-общение, в официальной обстановке происходит переключение на вы.
3) Характер взаимоотношений коммуникантов. Форма вы употребляется, когда отношения между общающимися сдержанные, подчеркнуто вежливые, холодные и т.д., форма ты — когда отношения дружеские, теплые, интимные, фамильярные и т.д. В этом случае, если при установившемся общении на ты адресант обратился к адресату на вы, это может означать ссору, изменение отношений. Напротив, если незнакомый обратился на ты, этом может свидетельствовать о просторечной манере адресанта или о нарочитой демонстрации равенства или грубости.
4) Равенство / неравенство ролевых позиций общающихся (по возрасту, служебному / социальному положению). Форма вы употребляется по отношению к равному или старшему адресату, ты — равному или младшему. В ролевых позициях типа «начальник — подчиненный» общение на ты с подчиненными возможно лишь при подчеркивании доверительного равенства и дружеских отношений. Что касается возрастных различий, то дети обращаются к незнакомым и малознакомым взрослым на вы, к родственникам — на ты. Следует учитывать, что все подобные правила этикетного общения нужно воспринимать с поправкой на реализацию такой оппозиции этической нормы, как всеобщие нормы общения/нормы общения, принятые в определенных микроколлективах. «Если всеобщая литературная норма требует обязательного обращения на вы по отношению к незнакомому человеку (исключением являются дети), то нормы общения в микроколлективах регулируются самими микроколлективами. никакие общие рекомендации здесь не нужны и, вероятно, невозможны» [Ширяев 2000: 15].
Правила этикетно-речевого поведения коммуникантов. Основные этикетные ошибки. Можно выделить следующие этикетно-речевые правила, определяющие образ говорящего и образ слушающего (см. об этом [Формановская 1989]), реализующиеся при кооперативной стратегии ведения диалога.
1. Говорящему предписывается доброжелательное отношение к собеседнику. Запрещается своей речью наносить адресату разного рода ущерб: обиду, оскорбление, пренебрежение. Следует избегать прямых негативных оценок личности собеседника, типа ты дурак, перестань пороть чушь и т.п.
2. Говорящему предписывается, осуществляя доброжелательность, проявлять уместную в данной ситуации общения вежливость (т.е. не чрезмерную и не недостаточную). Это значит, что необходимо учесть возраст, пол, социальные позиции и роли и соразмерить свои собственные социальные признаки с этими показателями партнера. Необходимо также стараться смягчать свою речь, снимать излишнюю категоричность.
3. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное «Я», предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собеседнику, упорно и категорично, собственных мнений и оценок, уметь встать на точку зрения партнера.
4. Говорящему предписывается ставить в центр внимания слушающего, учитывая его социальные роли, его личность и осведомленность в теме, предмете речи, степени его заинтересованности. Следует стараться употреблять языковые средства адресации, постоянно поддерживая контакт внимания, интереса. Например, Вам, наверное интересно узнать, что…; Вы, конечно, помните… и т.п.
5. Говорящему необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнеру (например, собеседник, говорящий о самоочевидных вещах типа: Лошади кушают овес; Волга впадает в Каспийское море, явно будет оценен как скучный и вызовет раздражение у партнера).
6. Говорящий должен следовать логике развертывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке, чтобы следствия вытекали из причин (если, конечно, он не преследует цель ввести собеседника в заблуждение). Композиция текста, следование одного за другим, разбиение на смысловые куски позволяют слушающему легче воспринимать и понимать текст сообщения.
7. Говорящий должен помнить, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничены. Наиболее благоприятная длина устного высказывания равна семи словам плюс / минус два слова (т.е. пять – девять слов), а время устного сообщения без паузы может длиться от сорока пяти секунд до полутора минут и не превышать существенно это время. Необходимо следить за тем, чтобы слушатель не устал, давать ему передохнуть.
8. Говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность или неофициальность обстановки.
9. Говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, а потому принимает от него множество сигналов невербальной коммуникации. Следовательно, необходимо соблюдать принятую дистанцию между собой и партнером, следить за своей жестикуляцией, мимикой и т.п.
Учет фактора адресата особенно важен для говорящего, поскольку выбор стратегии речевого поведения прямо пропорционален тому, какой тип собеседника перед нами. Ср. таблицы 4, 5 [Михальская 1996].:
Этикет может быть выражен в разных аспектах человеческого поведения. Но, самым важным и присущим только людям является речевой этикет, от которого зависит возможность установления контакта с окружающими.
Это еще называют контактоустанавливающей функцией речи. Он представляет собой набор языковых средств, являющихся уместных в определенных обстоятельствах.
Правила речевого этикета
В каждой культуре существуют отличающиеся друг от друга определенные нормы и традиции речевого этикета. Однако, есть общие принципы, которые позволяют нам ориентироваться при построении общения.
Давайте рассмотрим кратко правила и нормы речевого этикета, а также углубимся в некоторые его нюансы – такие как особенности невербального общения, этикет телефонного общения и приветствия.
Речевой этикет, будь то общение по телефону или при встрече, направлен на установление контакта и избежание недоразумений. Он является многогранным, включающим в себя сочетание вежливости, словесных форм учтивости, доброжелательности.
Дело не только в умении говорить правильные слова и следовании при этом определенной системе ритуалов. Дело также в том, как человек говорит. Должна поддерживаться определенная тональность общения.
Если кратко рассматривать правила и нормы речевого этикета, то для них характерны следующие принципы, которые были сформулированы в 1975 году исследователем Гербертом Полом Грайсом:
качество – для адресуемого сообщения обязательно должна быть характерна правдивость и конкретное основание;
количество – текстовое послание должно быть не очень длинным, и не очень коротким;
используемый способ донесения – по этикету не допускается применение непонятных слов и фраз;
отношение – передающаяся адресату информация должна быть полезной и нужной.
Речевое поведение строится на нескольких уровнях, в пределах которых есть свои нормы и традиции:
- Словарный – общепринятые в социуме формы обращения и выражения, характерная лексика («Спасибо», «До свидания» и пр.).
- Стилистический – грамотность, воспитанная речь, неиспользование нецензурных слов.
- Грамматический – вежливое обращение посредством использования множественного числа (например, на «вы», а не на «ты»), избегание произношения повелительных предложений. Вместо них – обращение в вопросительном контексте («Вы могли бы оказать мне помощь?»).
- Интонационный – благодаря разной интонации идентичная фраза может звучать дружелюбно или враждебно.
- Правильное произношение – недопустимы изменения в произношении слов.
- Организационно-коммуникативный. Сюда можно отнести прописные истины, знакомые каждому с детства, а именно касающиеся того, что нельзя перебивать собеседника, встревать в чужой разговор, слушать адресованную не вам речь и пр.
Это что-то вроде постулатов, на которых строится весь речевой этикет, предполагающий выполнение определенных функций:
- привлечение внимания нужной аудитории к собеседнику;
- налаживание успешной коммуникации;
- регулирование необходимой эмоциональной обстановки;
- демонстрация отношения к собеседнику.
Этикет общения с людьми
Прежде чем кратко рассмотреть этикет общения с людьми, необходимо разобраться, каким вообще может быть речевой этикет. К примеру, он может отличаться по способу передачи информации.
Так, существуют правила этикета телефонных звонков, написания писем, личной встречи. Если в личном разговоре важно соблюдать определенную интонацию, лексику и продолжительность общения, то при деловой переписке учитывается правильность оформления текста, выбор шрифта, стилистика.
Таким образом, этикет может быть деловым (официальным), повседневным и фамильярным (допустим только в общении с близкими людьми, членами семьи, друзьями).
Независимо от того, с кем человек общается, процесс вербального (словесного) контакта состоит из трех стадий:
- Начало. Первым делом должно прозвучать приветствие. Оно может быть разным, так как зависит от времени суток и официальности общения – «Доброе утро», «Приветствую», «Привет», «Здравствуйте» (вопрос о том, кто должен первый здороваться, обсудим немного позже).
- Развитие. Разговор набирает обороты, несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку. Для этого могут использоваться различные фразы – возмущения, сочувствия, одобрения, поддержки и т.д. Правильно выстроенный разговор позволяет расположить человека или аудиторию к себе.
- Завершение. Официальные фразы для прощания – «До свидания», «Всего доброго». Реплики могут быть и фамильярными, если это уместно – «До скорого», «Пока»
Теперь рассмотрим общие правила, которые следует применять в общении с людьми:
- Будьте любезны, внимательны, дружелюбно настроены. Не допускайте повышения голоса, монотонного изложения, раздражительности. Будьте внимательны к человеку.
- Всегда слушайте человека до конца, не перебивая его речь, особенно, если он чем-то огорчен, раздражен или раздосадован. Продемонстрируйте, что его точка зрения и мысли важны для вас, что вы его прекрасно понимаете. Это позволит сгладить возможные «острые» углы. Этот принцип, кстати, входит в правила речевого этикета в конфликте.
- Не разглашайте подробности личной жизни других людей, коллег.
- Цените время других людей. Не будьте слишком многословными.
- Не акцентируйте внимание на ошибках в речи тех, с кем беседуете. Не исправляйте такого человека и не заканчивайте за ним фразу, если он испытывает затруднения в подборе нужного слова. Это способно настроить собеседника против вас и заставить его чувствовать себя неловко.
- Избегайте нецензурных слов, суффиксов уменьшительно-ласкательного характера («цветочки», «детки», «туфельки» и пр.) и режущих слух слов-паразитов (особенно, если вы общаетесь в деловой сфере).
- Не перегружайте речь канцеляризмами, сложнейшими терминами, иностранными словами, даже если вы общаетесь с образованным человеком. Пусть ваша речь будет простая, понятная и грамотная.
- Придерживаясь норм речевого этикета, необходимо одновременно соблюдать и правила невербального общения. Пренебрежительный взгляд, демонстрация скучающего вида, покачивание ногой в положении сидя и прочие поведенческие реакции способны испортить все общение.
Этикет приветствия
Не все люди знают правила приветствия: кто первый здоровается при встрече на улице, в помещении, на различных мероприятиях; какова очередность приветствия; как именно нужно приветствовать в определенных ситуациях.
Итак, отвечаем на вопрос, кто первый приветствует в разных ситуациях:
- мужчина женщину;
- подходящий к тому, кто стоит;
- подчиненный руководителя;
- младший по возрасту старшего;
- тот, кто пришел позже, тех, кто уже на месте.
Вот еще несколько правил этикета приветствия:
- Мужчина здоровается стоя как с другими мужчинами, так и с женщинами. Сидя можно приветствовать только в тех случаях, если приветствует мужчина преклонного возраста, он плохо себя чувствует или пребывает на службе.
- Если женщина гораздо младше мужчины, то именно она здоровается первой.
- Есть отдельные нормы приветствия для супружеских пар. Первой здоровается замужняя дама, затем – женатый мужчина, а после этого они приветствуют друг друга.
- Когда человек здоровается, ему необходимо смотреть у в глаза тому, кому адресовано приветствие.
Что касается рукопожатия, то у него также есть определенные правила:
- Первой подает руку женщина, так как именно она принимает решение о целесообразности такой формы приветствия.
- При этом женщинам не обязательно снимать перчатку (ни на улице, ни в помещении).
- Но, даже если мужчина решит первым подать руку, это не будет серьезным нарушением этикетных норм.
- Есть свои правила рукопожатия и по возрастному принципу. Старший подает руку младшему.
- Если человек подходит к группе людей и пожимает руку конкретного человека, то следует пожать руки и всем остальным.
- Обычно протягивают для пожатия правую руку, но, если человеку удобно здороваться левой, то ему нужно за это извиниться. Также не стоит демонстрировать чрезмерную силу или излишнюю слабость, пожимая руку.
И помните: нежелание отвечать на рукопожатие может расцениваться как оскорбление.
Правила этикета по телефону
Теперь настал черед рассмотрения вопроса речевого этикета по телефону. Общаясь таким образом, человек передает какую-то информацию не только словесно, но и невербально. Интонация, громкость голоса и его эмоциональная окрашенность дают не меньше информации, а то и больше.
В связи с этим сформировались правила речевого этикета по телефону, помогающие таким образом эффективно взаимодействовать между коллегами, близкими, родными, знакомыми и незнакомыми людьми.
Итак, ключевые правила этикета телефонных звонков выглядят следующим образом:
- В будние дни совершать звонки человеку ранее 8 часов утра и позднее 9 часов вечера не рекомендуется. В выходные дни нежелательны звонки ранее 11 утра. Исключение составляют деловые звонки, связанные с особенностями рабочего графика, и важная информация, которую нужно сообщить срочно.
- Если вас просят передать трубку кому-то из близких, ответьте, чтобы подождали минуту. Если человека нет дома, спросите, что нужно передать.
- В самом начале разговора необходимо представиться и уточнить, уместен ли для собеседника ваш звонок.
- Рекомендуется разговаривать по телефону не дольше 15 минут. Содержание беседы должно быть четким, лаконичным. Если и у вас, и собеседника есть желание поговорить дольше, старайтесь не причинять неудобства окружающим (например, выйдите в пустое помещение).
- В случае прерывания связи перезванивает человек, звонивший первым.
- Не нужно включать громкую связь, не предупреждая об этом своего телефонного собеседника.
- Не стоит извиняться за свой звонок или произносить фразы вроде «Вас тревожит/беспокоит…»
- Говорить нужно разборчиво, громко, четко. Шепот допустим только при интимном разговоре.
- Не нужно совмещать телефонное общение с приемом пищи.
- В конце беседы нужно поблагодарить собеседника за разговор и попрощаться.
Речевой этикет – это то, что позволяет людям налаживать контакт, демонстрируя свою воспитанность и уважение друг к другу. Он определяет невидимые границы, которые помогают каждому оставаться индивидуальностью, не забывая при этом о комфорте других людей.
Жду ваши вопросы, дополнения и правила речевого этикета, о которых забыл упомянуть в статье. Ваши комментарии добавляют энергии, запала для новых публикаций и служат оценкой моих усилий.
Просьба оценить насколько вам понравилась статья.
Оцените пожалуйста мой пост, я старался:)
Кликните на звезду от 1 до 5 для оценки поста
Средний рейтинг 4.8 / 5. Количество оценок 24