Как сшить армянский национальный костюм своими руками

Национальный костюм – это своеобразная летопись, повествующая об образе жизни народа, его истории и духовности. Анализируя национальный костюм, можно судить о климатических и географических условиях, о социальном, религиозном устройстве и экономическом развитии народа. Можно предположить, с какими вызовами он сталкивался.

Так, например, оружие всегда являлось неотъемлемой частью армянского национального костюма, что свидетельствует о постоянной угрозе со стороны соседей и пришлых племен.

История армянского костюма насчитывает порядка трех тысяч лет. Сведения о национальной армянской одежде содержат археологические артефакты, труды армянских историков, архитектурные и надгробные памятники, средневековые миниатюры и другие источники.

В связи с тем, что Армения в период античности была разделена на Западную и Восточную, каждая из которых на протяжении столетий развивалась под влиянием различных исторических факторов, национальная одежда, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способах и технике декорирования, делится также на восточноармянскую и западноармянскую.

Мужской национальный костюм

Основой национального мужского костюма была сшитая из шелка или ситца цветная рубашка (шапик — Շապիկ) с низким воротом и боковой застежкой и широкие штаны-шаровары (шалвар — Շալվար) из шерсти или хлопка, чаще всего синего цвета. Шаровары подпоясывались специальной опояской – тесьмой шириной в 2 сантиметра, украшенной на концах узором и кистями, которая продевалась в широкий подрубной шов на талии.

Восточные армяне поверх рубашки надевали архалух – распашную верхнюю одежду с низким стоячим воротником. Шился архалух из хлопчатобумажной или шелковой ткани. Застегивался от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы. Длиной архалух доходил до колен.

Поверх архалуха обычно носили чуху с откидными рукавами, присборенную на талии и подпоясанную матерчатым, кожаным или позднее наборным серебряным поясом с пряжкой.

Западные армяне вместо архалуха носили жилет – елак. На елак надевали короткую куртку с цельнокроеными рукавами и без застежек – бачкон.

Широкие шаровары (вартик) сужались к щиколоткам, так как в сельских условиях широкие шаровары были непрактичны. Носили вартик с обмотками.

Одежда отличалась красивой вышивкой с растительным орнаментом. Талию обматывали длинным, сложенным в несколько слоев шарфом. Образовавшиеся в таком поясе складки использовали в качестве карманов, кошелька, кисета и для ношения ножа или кинжала.

Зимой мужчины носили широкие шубы из овчины. В западных областях носили безрукавки из козьего меха – казахик.

Женский национальный костюм

Женская одежда армян отличалась однородностью. Она состояла из длинной рубахи – халав, с косыми клиньями по бокам, с широкими прямыми рукавами, круглой горловиной и продольным разрезом на груди. Под халав надевали длинные штаны – похан. Штаны шили из красной хлопчатобумажной ткани и расшивали у щиколоток золотыми нитками и тесьмой. Поверх восточные армянки надевали длинный архалух, синего, зеленого или фиолетового цвета, с длинным изящным вырезом на груди, застегивающийся только до талии. Женский архалух имел боковые разрезы, идущие от бедер, таким образом, образовывалось три полы: широкая задняя и две узкие передние.

В праздничные дни поверх архалуха армянки надевали платье (минтана) такого же кроя, как и архалух, но без боковых разрезов. На талии завязывали длинный шелковый или шерстяной шарф. Рукава платья застегивались на небольшие пуговицы в виде шариков, или пришивали вместо пуговиц тонкие серебряные трубочки, нанизанные на нитку в виде треугольников. Края рукавов были обшиты тонким шнуром.

Поверх рубахи западные армянки носили сшитое из шелка или хлопка платье с разрезами ниже бедер – антари, зпун. Зимой поверх антари надевали джуппу (хрха, хатифа, путали), другое платье, но уже без боковых разрезов. Будничная джуппа обычно была сшита из темно-синего сукна, праздничная хрха — из бардового или фиолетового бархата, хатива – синего или бардового шелка. Путали шилась из цветной шерстяной ткани в полоску.

Все костюмы украшались вышивкой. Разрезы в боковых швах и вырез на груди оформляли шнурами различной толщины и богатой вышивкой.

Очень важной частью традиционной одежды армянок был расшитый тесьмой передник (гогноц) с узким тканым пояском.

Детский

Младенцев одевали в простую рубашку. После года к рубашке добавляли архалух. Часто его делали длинным, что мешало ребенку свободно ползать и ходить. Делали это для того, чтобы было проще уследить за ребенком.

До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, а после их разделяли. В целом детский костюм не имел существенных отличий от взрослого. Первый свой взрослый архалух мальчик надевал в 10-12 лет.

Детская одежда, так же как и взрослых, вышивалась. Вышивка для нее имела особое значение. Часто использовали кресты и схожие элементы. Они должны были защитить ребенка от злых духов, колдунов и всякой нечисти.

Головные уборы

Армянские мужчины носили разнообразные головные уборы: меховые, вязаные или тканые. Восточные армяне предпочитали меховые. Лорийцы носили широкие и низкие попахи, зангезурцы – попахи, повыше и поуже. Горожане носили высокие, цилиндрические шапки, нередко из каракуля.

Западные армяне носили шапки полусферической формы, связанные из шерсти. Такие шапки сверху обматывали скрученным в жгут платком.

Иногда шапки вязались из разноцветных шерстяных ниток. Они имели вид усеченного конуса, их носили без платка.

Гораздо сложнее были женские головные уборы . Замужние женщины носили "башенку". Она достигала высотой 8-18 см и была сделана из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани. Под "башенку" на лоб повязывали ленточку с золотыми или серебряными монетами. "Башенку" повязывали несколькими сложенными в форме треугольника белыми хлопчатобумажными платками, так, чтобы эти платки одновременно обхватывали и шею. Нижнюю часть лица, до ноздрей тоже повязывали белым платком, а затем цветным, чаще всего красным или зеленым. Концы всех этих платков завязывали на затылке. Снимать этот головной убор получалось не часто и его носили несколько дней. "Башенку" можно было снять только, когда в доме не было мужчин. Женщина ни в коем случае не должна была предстать перед мужем или даже свекровью простоволосой.

В Западной части армянки любили носить различные ободки (котик, вард). Котик был из дерева, обшитый бархатом, расшитый традиционной вышивкой с небосводом, звездами и солнцем. Котик расшивался жемчугом, затем к обшитой части ободка пришивали тонкие серебряные пластинки-амулеты.

Вард делали из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани, обернутой бархатом. Вард так же украшался вышивкой. Под вард на лоб навешивали налобник с рядами золотых монет.

Армянские девушки носили многочисленные косички, которые удлиняли вплетенными в них шерстяными нитями. Цвет ниток подбирали под цвет волос. Косички украшали серебряными кистями и шариками. В Восточной Армении девушки покрывали голову платком, а в Западной – шапочкой в виде фески, сшитой из войлока.

Обувь

В Армении были широко распространены самодельные лапти (трех). Их изготавливали из грубой сыромятной кожи. Трехи носили с вязаными из шерсти узорчатыми носками – гулпа.

Женщины носили остроносые туфли без задника. Они обязательно надевали носки или чулки. Ходить босиком было неприлично.

В городе мужчины носили сапоги на каблуках с толстой подошвой и загнутыми вверх носками.

На Западе на вязаные носки надевали туфли на невысоком каблуке. Такие туфли назывались солер. Они шились из красной и зеленой кожи – для женщин, из черной и красной – для мужчин.

Также женщины носили кожаные сапожки на мягкой подошве — махсер. На них надевали шмек – туфли на каблуках, но без задников.

Мужские сапоги шились из мягкой красной кожи (джзма).

Подпишитесь на сайт, поставив лайк на официальной странице в Facebook (ЗДЕСЬ), и первыми читайте самые свежие новости, материалы, видео и статьи про Армению и армянскую Диаспору!

Армянский национальный костюм — это настоящая летопись, по которой можно увидеть и прочитать историю народа. Материал, крой, узор на одежде расскажет нам о многом. С помощью костюма можно узнать о социальных, религиозных, климатических, а также географических условиях, в которых жили люди. Народный костюм может нам поведать об образе жизни, об истории её владельцев.

Армянская нация берёт начало с IX века и уходит корнями в Урартское царство. Во время исторического существования она не раз подвергалась нападениям. Войны сменялись периодами расцвета культуры. Зарождались традиции. Происходил взаимный обмен с народами, с которыми приходилось во время гонений взаимодействовать. Среди них были персы, арабы, греки и представители других народностей, которые обогащали армянскую культуру.

Все эти исторические перипетии повлияли на особенности национального костюма. И нынешнее поколение бережно сохраняет традиционный национальный наряд. Рассмотрим его вместе.

Женский костюм

Женский армянский костюм называется «Тараз» и состоит из нескольких обязательных элементов, которые хорошо видны на фото. Костюм мог иметь некоторые различия для жителей разных регионов.

Обязательные элементы

Рубашка — халав

Независимо от места проживания, женский наряд включал в себя рубаху. Она была белого цвета на западной территории и красного оттенка на востоке. Фасон украшен длинными клиньями по бокам. Обязательно должен быть длинный прямой рукав. Горловина рубахи имела продольный вырез, который украшался вышивкой.

Кафтан — архалук

Поверх рубахи надевали длинное платье или яркий кафтан с вырезом на груди и разрезами по бокам.

На талии он фиксируется застёжкой. Обычно для архалука выбирают яркие цвета. Он бывает жёлтого, фиолетового, зелёного и красного оттенка.

Шаровары — похан

Женский костюм армянки обязательно включал в себя штаны. Горная прохлада требовала дополнительного утепления, поэтому такие изделия не считались только мужскими. Женщины шили для себя красные штаны, которые по бокам были украшены сборкой. Низ брючин дополнительно оформлялся золотой вышивкой.

Передник — гонгоц

Некоторые костюмы имели еще одну делать — передник. Носили его преимущественно жительницы западных районов. Передник подвязывался тонким пояском, который украшался вышивкой, имевший смысловое значение. Яркой тесьмой на поясе вышивали надпись-оберег «на доброе здоровье».

Праздничный наряд

Праздничное платье — минтана

По праздничным дням армянские женщины вместо архалука наряжались в платья. В зависимости от материального достатка они могли быть выполнены из шёлка или хлопковой ткани.
Платье по силуэту напоминает архалук, только отсутствуют разрезы по бокам. Рукава одежды украшаются тесьмой и пуговкой — застёжкой.

В западных регионах женская одежда более разнообразна. Там носили платья, которые назывались джуппа, хрха, антифа, хатифа. Отличием этих платьев являются крой и состав ткани. Объединяющая их деталь — это расклешенные рукава.

Пояс (шарф)

Торжественность и праздничность платья подчеркивали дополнительно. Для этого поверх платья или архалука обязательно повязывается пояс. Он был довольно широкий, сшитый из шёлка или шерсти.

Справка. Особо состоятельные дамы носили пояса золотого или серебряного цвета.

Верхняя одежда

Покрывало (пальто)

При выходе на улицу обязательным условием было завернуться в покрывало, чтобы скрыть всю фигуру. Оно ткалось из тонкой шерстяной пряжи.

Замужние женщины предпочитали носить синий цвет, а девушки выбирали покрывало белого оттенка.

В холодное время женщины надевали пальто. Оно шилось из бархата красного цвета, оторачивалось мехом куницы или лисицы.

Мужской костюм

Мужской национальный наряд — многослойный. Это стало его особенностью. А также одежда имела региональные особенности. Поэтому по внешнему виду жители сразу понимали, откуда приехал человек, появившийся в их краях.

В восточных районах

Армянские мужчины, проживавшие на востоке страны, составляли свой костюм из таких деталей.

Рубашка — шапик

Изделие шили из хлопковой или шёлковой ткани. Особенностью кроя стал невысокий воротничок.

Шаровары — шалвар

Национальные армянские штаны были синего цвета и шились также из шерсти или хлопкового материала. Подпоясывались сверху тонкой тесёмкой, на концах украшенной кисточками.

Архалук

На востоке это был небольшой кафтанчик, который надевается поверх рубашки. Застёгивается на пуговицы или крючочки по всей длине. Шьётся из хлопка или шелковой ткани.

Чуха (черкеска)

Завершала костюм чуха. Это шерстяная черкеска, которую накидывали поверх архалука. Длина черкески должна быть ниже колена. Обязательно наличие длинных рукавов, которые откидываются.

Традиционным аксессуаром стал пояс. Подпоясывались кожаным или серебряного цвета ремнём.

В западных районах

Гардероб мужчин западной Армении также был составлен из традиционных частей, которые имели общее сходство с одеждой восточных районов. Однако на западе были приняты свои традиции.

Рубаха

Рубаха являлась привычной основой костюма. Но наряду с хлопковыми и шелковыми, здесь надевали шерстяные рубахи.

Шаровары — вартик

По-другому носили на западе штаны. Это повлияло на их крой. Фасон штанов был заужен книзу. Брючины обматывались тканью от щиколотки до колена.

Кафтан — елек

У западных армян носился вместо архалука носили не короткий, а полноценный кафтан.

Куртка — бачкон

Чтобы костюм был полностью завершенным, армянин, проживающий на западе страны, должен надеть бачкон. Это куртка, которая надевается поверх елека и перевязывается в несколько слоёв на животе широким поясом из ткани.

Подпоясывались мужчины основательно. Для этого им требовался не пояс, а большой лоскут ткани. Его обматывали вокруг талии, а в тканевых складках прятали табак, монеты и ножи.

Справка. Во время холодов мужчины надевали меховые безрукавки, сшитые из козьих шкурок.

Головной убор как часть национального костюма

Женский

Восточные области

Женщины восточной области носят маленькую шапочку, которая украшена спереди ленточкой и цветочным узором. Лицевая сторона украшается монетками.

Затем повязывается белый платок, который закрывает шею. На белый сверху повязывали платок алого цвета.

Западные области

Особенности головных уборов западных армянок стали деревянные ободки. Женщины могли выбрать для себя разные ободки.

  • Котики. Такой ободок оборачивается бархатом, на нем вышивают небо, звёзды, солнце.
  • Варды. Вышивка изображает райский сад, птичек, цветов. Носят этот ободок поверх красной шапочки, украшенной кисточкой. По бокам варды крепится по большой пуговице. А вдоль лба проходит лента с рядами золотистых монет.

Справка. Незамужние девушки выделялись прической: они заплетали большое количество косичек.

Мужские головные уборы

Достаточно разнообразны были и мужские головные уборы. Армяне носили от меховых каракулевых шапок до вязанных из шерсти изделий.

  • На востоке Армении доминировали папахи конусообразной формы. Верх украшался красным шёлком.
  • Западные армяне предпочитали шапки полусферической формы. Предпочтительно красных оттенков. Поверх этих шапок повязывали платок, который предварительно скручивали жгутом.

Обувь

Самой распространённой обувью у армянских мужчин и женщин были кожаные лапти «трех». Эта обувка выделяется заострёнными мысками. Они имели шнуровку, которая должны быть длинной, чтобы можно было обмотать её вокруг голени. Выполнялась из грубой кожи крупного рогатого скота.

Женская обувь была желтого, зелёного и красного цветов. Мужчины носили «трех» из черной или красной кожи.

Сегодня национальный костюм не забыт современным поколением. Он используется во время праздников, элементы народной одежды используются в современных изделиях.

Традиционный костюм (тараз) армянки преодолел многовековой путь. Женская одежда не только исполняла практическую функцию, но и приобрела эстетический смысл. У незамужних девушек она исполняла эротическую функцию с целью привлечь внимание противоположного пола, а замужние женщины с помощью тараза демонстрировали свой социальный статус.

Национальный костюм Западной и Восточной Армении существенно отличался, при этом имея также общие черты – значение цветов, орнаментов, украшений.

Тараз

Армянская культура

Женская внешняя одежда была довольно разнообразной — платья (свободные и несвободные), жилетки и безрукавная одежда. Шили платья из сатина, шёлка, бархата. Женскую одежду наряжали вышитыми украшениями, а представители высшего класса украшали свою одежду золотыми и серебряными волокнами. В одежде важную роль исполняли также женские украшения. Ювелирные изделия бережно хранились и передавались из поколения в поколение.

Важной составляющей женского тараза являлись головной убор, украшения шеи, браслеты, украшения для висков, обувь, пояс, фартук и т. д.

Женщины, проживающие в восточных районах Армении, под длинной красной рубашкой носили длинные красные брюки, нижние части которых были сшиты из более дорогой ткани. Поверх платья женщины носили нагрудники. Женские наряды Западной Армении были почти такими же по форме, однако имели некоторые отличия ( рубашка была белой, использовалась вышивка обязательно присутствовал фартук). Особой красотой отличались фартуки, сшитые из бархата и сукна. Украшениями являлись колье и серебряный браслет.

Комплект тараза средневековой женщины, головной убор, в отличие от старых армянских таразов, был более простым, состоявшим из цветочного лобового ожерелья. Фаты, которые встречались также в урартском костюме, использовались как платки. Средневековые женщины не закрывали рот, как было принято на востоке. В раннем средневековье в кругах армянской элиты видно влияние не только арабского, но и византийского стиля. В позднем средневековье армянский тараз частично подвергся влиянию турецких, татарских и курдских завоевателей, а в некоторых областях и провинциях сохранились до конца XIX и начала XX вв. После армянские национальные костюмы начали постепенно уступать европейской одежде и вышли из повседневного употребления.

Вне дома, во время холода, иногда также идя в гости женщины надевали красную бархатную шубу с шерстяной тесьмой, покороче основной одежды, или же шерстяное пальто. Платье армянки было почти идентичным во всех провинциях: те же нижнее бельё-рубашка — белая или красная, красные брюки, украшенные во внутреннем крае.

Тараз Туруберана

В Мушской долине женщины надевали рубашку, поверх рубашки — антари, завязывали алеп ( тип фартука). Подол, с двух сторон рассечённый вниз и окружённый дайтаном и синей тканью 4 сантиметров, назывался счев. Прореха называлась чак. Рукава — до запястья, внизу — короткий фартук, обрамленный дайтаном. Поверх антари надевали вязаный или сшитый из сукна фартук. Этот фартук тянулся с пояса до ног .

Девушки накрывали голову белым квадратным шёлком (8 сантиметров) или белым узорчатым выгравированным платком, сложенным в треугольник и завязанным на за- тылке. Волосы плели в 7-8 косичек. Края прикрепляли лентой, шёлковым дайтаном или цепями серебряных полумесяцев, повешенных на дайтане.

Невесты плели 2 косички, а пожилые женщины — одну. Во ферс вставляли деревянную раму 8-10 сантиметров, прикреплённую на подушке, чтобы не болела голова .

Тараз Васпуракана

Тараз Васпуракана включает в себя Шатах, окрестности озера Ван, Маназкерт, Сасун. Доминирует красный цвет. Здесь верхняя одежда и головные уборы хранились согласно возрастной категории. В женском таразе преобладали длинные юбки с фартуком. Было характерным демонстрировать краи подолов всех юбок. Каждое платье сверху вниз было 5-6 сантиметров выше предыдущего: виднелись края красных шаровар, поверх них — украшенные подолы рубашки, поверх неё одевали многослойную юбку и короткую жилетку. В праздничные дни женщины надевали 2-5 многослойных юбок, разные цвета которых должны были быть видны. Другой вариант одевания был таков: последняя юбка накрывала платья под ней — кроме подола рубашки. Все юбки были с открытой грудью: грудь накрывалась вышитым нагрудником. На короткой жилетке обматывали пояс из красной ткани длиной 2-4 метров.

Головные уборы женщин и девушек отличались. Девушки носили головные уборы, похожие на фес с многочисленными украшениями. Шею, грудь и руки украшали несколькими рядами серебряных ожерелий и браслетов. Когда девушка выходила замуж, её голову накрывали разными платками (лачак), которые были также вышиты из разноцветных нитей и бахром с бисерами. Часто на этих лачаках довольно стильно вышивали древа жизни. Головные уборы женщин таковы — два отделённых друг от друга цилиндра и 3-5 платка. В данном таразе сохранилось серебряное украшение носа ( оно никак не связано с пирсингом). В присутствии мужчин женщины закрывали рот платком. У девушек были 15-20 косичек , которые достигали талии и накрывали спину.

Фартук — короткий и праздничный, украшенный узорами растений. У богатых женщин на застёжке пояса изображена символика богини Нар или богини вод Цовинар.

Необходимой составляющей данного тараза являлись украшения, сделанные с большим вкусом и мастерством . Ювелиры Васпуракана использовали драгоценные и полудрагоценные камни — бирюза, коралл, рубин, изумруд, а также красные и синие бусы. Мастера вышивали тараз сверху вниз, начиная с головного убора до туфлей .

Поверх верхней одежды повязывали пояс из полосатой ткани , на краях которого были прикреплены пучки особых разноцветных нитей. Носки вязали из разноцветных нитей и сверху надевали башмаки, похожие на туфли ( кундуры ).

Тараз Мокса принадлежит к Васпураканской школе. Женский тараз лишён вышивки, однако оно очень красиво и роскошно, благодаря серебряным украшениям и неповторимым в своём роде фартукам. С помощью роскошных серебряных украшений наряжали не только головной убор, но и ожерелье. Серебро ставили в виде синих и красных бисеров ( оно имело симметричную композицию). На голове носили деревянный «кот» , которого драпировали красной шёлковой тканью. Поверх комзола с длинными рукавами, сшитого из полосатой ткани «мануса», надевали красную джуппу из нежной шаль-ткани. Из той же ткани был сшит подол, который был длинным и виднелся из-под верхней одежды. К спине привязывали шерстяной полосатый пояс длиной 4 метров. На краях пояса вешали пучки. Неотъемлемым элементом тараза является фартук, единственный в своём роде. Его делали из шерстяных ниток и украшали пуговицами с ракушками, красными кораллами, синими глазными бисерами и пучками.

Женские украшения также являются неотъемлемой частью тараза. В Моксе женщины носили синие бусы вместо браслета. Шатах был известен производством шалей, которые экспортировались в Европу.

Тараз Высокой Армении

Тараз Высокого Айка был распространён не только в долине Карина , но и в Амшене, Карсе, Шираке, Ахалкалаке и Ардагане. Здесь праздничный женский тараз отличался от рабочего особенной роскошностью, особенно в городской среде. Элементы женского рабочего тараза почти полностью приготавливались из шали. Тонкая женская юбка из шали была из одной ткани и грудная часть была приоткрыта. Юбка, исполняющая роль пальто, имела тёмный оттенок, её передняя часть была полностью открыта и накрывалась красным фартуком из шаля. Поверх юбки надевали тёмно-фиолетовое и синее пальто из сукна, передняя часть тоже была открыта. Грудной вырез платья украшали вышитым нагрудником, а вырез пальто – фартуком.

Тараз Карина соответствовал климатическим условиям данного региона , в холодных регионах преобладали сукно , шерсть и бархатные ткани , а в тёплых регионах – ситец, тонкая шаль, сатин , шёлк и шелковина. Одежду Карина шили из сукна, бархата, цветочного шёлка. Предпочитали тёмно-красный, тёмно-синий и фиолетовый, летом также носили платья из толстого цветочного шёлка. На голове носили красный фетровый фес с длинными синими нитями, повязывали жемчужные украшения для висков ( зилифы ) , а также украшения лба с золотыми монетами ( чухт-шерит ) и розу ( тантан ) . Розу делали из тёмно-красной бархатной ткани, украшенной тонко-вышитыми цветочками. Поверх надевали прозрачную кружевную фату, которая тянулась до пяток . Потом надевали тёмно-синюю бархатную джуппу . Повязывали тёмно-красный бархатный фартук с поясом-узлом . Платье было длинным , обрамленным золотым галуном. На золотой вышивке платья и фартука были изображены стилизованные картинки растений. На обоих краях фартука был довольно стилизованно вышит узор древа жизни, на котором обычно были инициалы имени или фамилии хозяйки или мастера на армянском , а на поясе-узле была подарочная надпись или надписи «носите на здоровье » или » на здоровье Рипсиме».

Неотъемлемой частью тараза Карина являлись украшения, золотые ожерелья с драгоценными камнями, ряды золотых монет, золотая цепочка с часами, золотые парные браслеты ( халхалы ) и так далее . На ноги надевали мас — бабудж, а когда заходили в дом, снимали бабудж и оставались в носках (мас ) . Мас — бабудж был узорчатым, с очень красивыми геометрическими мотивами.

Тараз Киликии

В одежде Киликии преобладали таразы Высокой Армении и Васпуракана , исходя от климатических условий – более облегчённые. Женщины носили головные уборы Васпуракана – без цилиндра и не закрывали лицо. Манера одевания золотого головного шерита и платка в Мараше и других местах было свойственно Высокой Армении. Местами комзол имел форму одежды Карина и Кесарии. Женская юбка Зейтуна была свойственна таразу Васпуракана, но фартук был лишён украшений .

Тараз Сюника и Арцаха

Тараз Сюника и Арцаха исходит в глубины веков. В поселениях Арцаха, Зангезура, Сисиана и Гориса до сих пор есть женщины , которые носят традиционный тараз. У тараза Сюник-Арцаха особенный стиль: он лишен вышивки. Поверх белья надевали алав-юбку из одной ткани, которая обычно была красного цвета и тянулась до пяток. Поверх неё надевали пальто разных окрасок, рукава и подолы которого были короткими, передняя часть – открытой, а бока – с вышивками и украшениями. У праздничного пальто были ложные рукава. Фартук использовался редко, так как не был свойственен данному таразу.

На пальто богатых женщин делали вышивку из золотых нитей с двумя сантиметрами узкой ленты, которая использовалась как украшение. На краях красного бархатного пальто зашивали мех и зелёную ленту. Она имела 3 прорехи, тем самым передняя часть была открытой, бока – тоже . Носили платье из красного сатина ( алав), зелёную верхнюю одежду, на ней – шубу.

В Сюнике и Арцахе женские украшения были серебряными , что делало одеж ду очень роскошной. Головной убор был также роскошен – с серебряным украшением лба , на висках – ряд серебряных шариков . Чтобы прикрепить платок к голове использовали булавку — чангал , которое было очень роскошным и красивым украшением. Таразу присуще обилие медальонов, цепей и коконов. Рукава одежды и её края были украшены коконами и серебряным срма. Пояс был из чёрной кожи с серебряными пуговицами и красивой, выразительной застёжкой, свойственной Арцаху. Носки вязали из шерстяных ниток, а края башмаков, точно солы, были приподняты и скручены.

Одним из типов Арцахского тараза является тараз Мегри. В женском головном уборе этого тараза ряд украшений для висков имеет очень нежные серебряные медальоны, на краях которых есть коралловые бусы, напоминающие зёрна кизила. Последнее делает вид головного убора элегантнее.

Тараз Айрарата

Тараз Айрарата заключает в себе Араратскую долину, Ереван, Котайк, Тифлис, Парскаайк и армянские колонии Ирана . На ереванский и тифлисской тараз повлияли кавказские национальные стили одежды.

Повседневная и праздничная , крестьянская и городская юбка Айраратского тараза была большей частью из той же ткани . В Араратской долине, Ереване и Парскаайке грудная часть была закрытой, а в Тифлисе – полуоткрытой . На праздничной юбке повязывали пояс, две края или две вышитые ленты которого висели и равнялись к подоле, как будто символичные украшения былого фартука . В крестьянских поселениях поверх юбки надевали длинное, а в городах – короткое , похожее на пиджака, пальто , которое не застёгивалось . Цвет юбки отличался от цвета пальто.

Тараз ереванской богатой женщины был полностью вышит из разноцветных шёлковых нитей. Пальто было сшито из тёмно-синей бархатной ткани. Края пальто и декоративные рукава были вышиты золотой лентой и обрамлены мехом лисицы. Головной убор (копи) был нежно вышит или просто сшит из бархата. К центру прикрепляли одну или две булавки , ко лбу привязывали ряд золотых монет, голову накрывали очень нежной валю (чикила).

В некоторых регионах половина платка головы или рта покрывала плечи, шею и верхнюю часть груди. Головной убор состоит из золотого украшения лба, среднего котика (растение), платка, закрывающего нос и рот, платка головы и серебряных украшений для висков. В городах украшение носа подменялось платком на узорчатом котике или кружевной фатой.

Оцените статью
Профессиональная косметика
Добавить комментарий