Как выглядит буденовка

Головной убор, ставший одним из символов Рабоче-крестьянской Красной армии, вошел в историю под названием будёновка – по фамилии знаменитого командующего Первой конной армией РККА С.М. Буденного. Поначалу, правда, бытовали и другие названия: «фрунзевка» (в честь другого красного военачальника, М. В. Фрунзе, первым получившего для своих частей новую военную форму) и «богатырка» – за внешнее сходство со шлемами древнерусских богатырей.

Как выглядела буденовка

Согласно нормативам, утвержденным приказом от 16 января 1919 года, будёновка представляла собой островерхий суконный шлем защитного цвета на ватной подкладке, сшитый из шести треугольников. Шлем дополнялся простроченным овальным козырьком и сложенным вдвое назатыльником с удлиненными концами, пристегнутыми по бокам на две пуговицы, который при необходимости можно было опустить под подбородок, чтобы защитить уши и шею от холода и ветра. Спереди в качестве знака отличия нашивалась суконная пятиконечная звезда, цвет которой определялся родом войск и имел шесть вариантов: малиновый для пехоты, синий для кавалерии, померанцевый для артиллерии, голубой для авиации, чёрный для инженерных войск и зелёный для пограничных войск.

С июня 1922 года будёновку стали носить не только все подразделения РККА, но и чекисты: сначала им полагалась темно-синяя с темно-зеленой звездой, через год цвета сменились на черный и малиновый, а еще год спустя – на темно-серый и краповый соответственно. Тогда же, в 1922 году, поверх суконной звезды стали крепить кокарду: медную пятиконечную звезду, покрытую красной эмалью, с изображением серпа и молота.

За время своего существования будёновка неоднократно подвергалась незначительным модификациям, однако основной вид и форма оставались прежними, не имея аналогов в армиях других европейских стран.

Кто ее придумал

В постсоветское время широкое распространение получил миф о том, что этот головной убор был создан в 1915 году и предназначался специально для парада победы Русской императорской армии в Константинополе и Берлине.

Сторонники данной гипотезы даже утверждают, будто первые будёновки были взяты уже готовыми с бывших царских армейских складов, и нашитая пятиконечная звезда закрывала собой императорского двуглавого орла. Однако никаких документальных свидетельств, подтверждающих подобную версию, не существует.

Для разработки новой красноармейской военной формы 7 мая 1918 года Народным комиссариатом по военным делам РСФСР был объявлен конкурс, в котором приняли участие такие выдающиеся отечественные художники, как В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, С.Т. Аркадьевский и М.Д. Езучевский. О разработке нового советского военного обмундирования сохранилась подробная документация за личной подписью председателя Реввоенсовета Советской республики Л. Б. Троцкого.

Почему будёновку отменили

Хотя с апреля 1919-го по февраль 1922 года буденовка официально считалась всесезонным головным убором, изначально она предназначалась для холодного времени года. Недолгий период, с начала 1922-го по май 1924-го, даже был введён летний вариант буденовки без удлиненных отворотов назатыльника, пошитый из светло-серого палаточного полотна или хлопчатобумажной ткани, который потом был заменен на фуражку.

Однако во время Финской войны буденовка не оправдала своего предназначения и оказалась непригодной для сильных морозов. В связи с этим Нарком обороны СССР 5 июля 1940 года официальным приказом No 187 упразднил будёновку, заменив ее шапкой-ушанкой. Тем не менее на практике буденовка оставалась в ходу в действующих частях РККА до конца 1941 года, а в отдельных случаях встречалась даже еще в 1944-1945 годах, о чем свидетельствует дошедшая до нас фотохроника того времени.

Примечательно, что начиная с 1950-х годов, этот военный головной убор превратился в настоящий романтический символ революции. Её активно использовали в кинематографе и изобразительном искусстве. Художественный фильм режиссера Игоря Вознесенского, снятый в 1977 году по рассказам А. П. Гайдара, так и назывался – «Будёновка». На сегодняшний день будёновка – один из самых популярных сувениров, приобретаемых иностранными туристами на память о визите в Россию.

Поделиться:

Что-то слабо верится в версию, что буденовка не справлялась со своей задачей головного убора в зимний период. Можно подумать, что до финской кампании 1940 года в нашей стране не было зим снежных и морозных, а была теплая европейская погода.

Перестал кипеть разум возмущенный, а конус сверху был для выхода пара. Так что надобность в данном уборе отпала.

Перестал кипеть разум возмущенный, а конус сверху был для выхода пара. Так что надобность в данном уборе отпала.

Марин. Ты же как Троцкий …. Буденовку построили при Советской Власти. Буденовку, как и шинель с нашивками на груди революционеры тупо украли с Царских вещевых складов.

Разработал новый образец формы одежды русских (я подчеркиваю — русских) воинов Действительно Васнецов. Так называемая «буденовка» была предложена художником как головной убор стилизованный под шлем-шишак в котором русские воины сражались в Ледовом побоище. Горизонтальные нашивки на шинели не служили застежками. Это был декор возвращающий русских воинов к стрельцам подразделения которых появились в Русской армии еще при Иване Грозном. Посмотри фильм Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Оно, конечно, комедия. Но военная форма стрельцов там показана с исторической достоверностью.

Не существовало никакой «военной формы стрельцов». Во времена Ивана Грозного самого понятия «военная форма» ещё не было, потому что не было массовых регулярных армий (стимулом к их появлению стала Тридцатилетняя война), а была геральдика — гербы хозяев отдельных феодальных «дружин» (постоянных или наёмных), цвета которых носили служившие в них воины: или в виде одежды этих цветов, или — попроще — в виде перьев или лент. Такая лента гербовых цветов, помещённая в виде банта на видном месте (на шляпе или на груди) превратилась со временем в кокарду.
Стрельцы же до самых петровских реформ не имели какой-то регламентированной или хотя бы централизованно выдаваемой формы. Московские полки назывались по фамилиям своих полковых голов (среди которых были и князья) и должны были носить одежду соответствующих гербовых цветов, но шить эту одежду должны были сами — от казны им полагалось только сукно; да и то чаще всего задерживали буквально годами, так что многие стрельцы ходили просто в сермяге (единственными цветными деталями их одежды часто были шапки, которые шили из остатков старых изношенных кафтанов). В других же городах стрельцы и вовсе одевались, во что бог и случай пошлют.
Теперь по вопросу «тупо украли». До сих пор абсолютно никакого подтверждения этого «факта» я не встретил — лишь уверенность, что «голословное утверждение, повторённое сто тысяч раз, становится обоснованным».
Понимаете, появлению на армейских складах массовых запасов новой военной формы предшествует (и предшествовал век назад) очень долгий, многоступенчатый и чрезвычайно «бумажный» процесс. Нужно было:
1) Принять решение о том, что новая форма вообще нужна;
2) Обратиться по этому поводу в высочайшую инстанцию и получить официальное одобрение;
3) Разработать основные требования к новой форме;
4) Объявить конкурс на художественный

Не существовало никакой «военной формы стрельцов». Во времена Ивана Грозного самого понятия «военная форма» ещё не было, потому что не было массовых регулярных армий (стимулом к их появлению стала Тридцатилетняя война), а была геральдика — гербы хозяев отдельных феодальных «дружин» (постоянных или наёмных), цвета которых носили служившие в них воины: или в виде одежды этих цветов, или — попроще — в виде перьев или лент. Такая лента гербовых цветов, помещённая в виде банта на видном месте (на шляпе или на груди) превратилась со временем в кокарду.
Стрельцы же до самых петровских реформ не имели какой-то регламентированной или хотя бы централизованно выдаваемой формы. Московские полки назывались по фамилиям своих полковых голов (среди которых были и князья) и должны были носить одежду соответствующих гербовых цветов, но шить эту одежду должны были сами — от казны им полагалось только сукно; да и то чаще всего задерживали буквально годами, так что многие стрельцы ходили просто в сермяге (единственными цветными деталями их одежды часто были шапки, которые шили из остатков старых изношенных кафтанов). В других же городах стрельцы и вовсе одевались, во что бог и случай пошлют.
Теперь по вопросу «тупо украли». До сих пор абсолютно никакого подтверждения этого «факта» я не встретил — лишь уверенность, что «голословное утверждение, повторённое сто тысяч раз, становится обоснованным».
Понимаете, появлению на армейских складах массовых запасов новой военной формы предшествует (и предшествовал век назад) очень долгий, многоступенчатый и чрезвычайно «бумажный» процесс. Нужно было:
1) Принять решение о том, что новая форма вообще нужна;
2) Обратиться по этому поводу в высочайшую инстанцию и получить официальное одобрение;
3) Разработать основные требования к новой форме;
4) Объявить конкурс на художественный проект формы;
5) Провести этот конкурс, собрать работы участников, выбрать несколько кандидатов в победители;
6) Представить работы кандидатов на высочайший выбор, получить царское одобрение одной из них (или желание «взять вот это отсюда, а остальное — оттуда»);
7) Разработать на основании художественного проекта технический, во всех подробностях;
8) Представить его на окончательное высочайшее утверждение (возможно, царь внесёт ещё какие-то коррективы — тогда цикл повторится);
9) Сформировать заказ на производство, найти подрядчика;
10) Произвести нужное количество комплектов формы;
11) Принять готовую продукцию, проверив её соответствие требованиям по всем статьям;
12) Доставить на склады и разместить на них, внеся во все положенные реестры.
…И от всей этой громадной работы, каждый этап которой задействовал огромное количество людей и порождал огромное количество бумаг, не осталось НИЧЕГО. Ни клочка документов, ни воспоминания непосредственных участников. Один только новорусский бизнесмен «святых девяностых» заявил, будто его дедушка рассказывал, что его прадедушка-фабрикант до 17-го года такую форму выпускал. Разумеется, ничем это не подтвердив, кроме честного слова российского бизнесмена 90-х. 😉
И ещё два момента, которые почему-то никто не учитывает.
Во-первых, та форма Красной армии, что приведена на сопровождающем эту статью фото (наиболее популярная, поскольку была самой эффектной и красочной) — это вовсе не форма 1919 года. Это — форма 1922 года, и от первоначальной она уже заметно отличается. Так какой же вариант «украден со складов»?
Во-вторых же, если мы переберём многочисленные фотографии времён Гражданской войны, мы практически не найдём людей в форме, точно соответствующей приказу 1919 года. Донашивается старая форма царской армии со снятыми погонами (в том числе и парадная — в неё часто одевали курсантов, которым в бой пока рано), используется гражданская одежда с какими-то «военизированными» добавлениями, шьётся силами местных портных что-то более или менее отдалённо напоминающее военный мундир (зачастую самого причудливого фасона)… А «взятой в готовом виде с царских складов» — нету!

Сразу оговоримся, что вопрос о происхождении головного убора, впоследствии известного как «буденовка» и соответствующего ему остального обмундирования, неоднозначный и на него существует несколько точек зрения. В советской военной и исторической литературе укоренилась официальная позиция, гласящая, что буденовка (а также шинель, гимнастерка и т. д., о чем речь ниже) появилась в 1918 году и была создана специально для формирующейся Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Однако в современной исторической, а особенно научно-популярной литературе, уже практически не подвергается сомнению версия, что появилась эта форма около 1915-го и разработана она была для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. Попробуем разобраться в этом казусе.

Главный аргумент советских историков — отсутствие документов, точно указывающих на создание новой формы при царском правительстве. И это действительно так. Ни в военных, ни в гражданских архивах подобные бумаги пока не найдены. В то же время в распоряжении историков был полный комплект документации 1918 года, позволяющих делать, казалось бы, вполне достоверные выводы. Прежде всего, это приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорилось о создании комиссии по разработке новой формы. В ее состав вошли знаменитые русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.

Эскизы принимались до 10 июня того же года, следовательно, на все было отведено менее месяца. В этом же приказе довольно подробно указывалось, каким видит наркомат новую форму. Это важно, особенно вкупе с чрезвычайно сжатыми сроками. Документально известно также, что уже в конце 1918 года первая боевая часть получила новую форму. Это был сформированный в Иваново-Вознесенске красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. И, кстати, именовали новый головной убор «фрунзевка» или «богатырка». Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела.
Казалось бы, все ясно, однако лишь на первый взгляд. Есть косвенные, но вполне документальные свидетельства.

Так, в исследовании О. А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» мы читаем:
«…На интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н. А. Второва по эскизам Василия Васнецова. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры — вооруженному отряду партии».
Итак, первые свидетельства найдены. Сразу отметим, что это не единственное подтверждение «императорской» версии, в эмигрантской мемуаристке оно тоже встречалось, но в Советской России данным источником пренебрегали.

Второй аргумент метафизический, что не лишает его весомости. Дело в том, что стилистика новой формы совершенно не вписывалась в идеологию революционной республики. Древнерусские мотивы, очевидно прослеживающийся в шлемах или шапках-«богатырках», свободных рубахах-гимнастерках и длинных шинелях с «разговорами» (поперечные стрелы-застежки), подчеркивали национальную принадлежность воинов, что никак не вписывалось в космополитичную концепцию мировой революции. Под всеми приведенными выше документами стоит подпись Л. Д. Троцкого, который не мог пропустить такое вопиющее несоответствие. Кстати, звезды на буденовках изначально были синего цвета, но на них нашивали красный вкладыш с плугом и молотом. Серп и молот, а также разноцветные (по родам войск) звезды появились только в последующих модификациях формы.

В то же время в стилистику работ Василия Васнецова новая форма ложится идеально. Певец древнерусских витязей и был, по сути, создателем богатырского образа, который используется в концепции нового патриотичного обмундирования. И свидетельств того, что художник занимался разработкой военной формы, достаточно. Отметим, что авторство В. Васнецова не отвергают и советские военные историки, только переносят момент создания формы на более позднее время.
Есть и чисто экономический аспект. Реально ли было в разоренной войной и дезорганизованной революцией стране всего за несколько месяцев пошить достаточное количество комплектов новой формы? Это выглядит утопией. Как и то, что за месяц можно было разработать концепцию обмундирования и почти сразу довести идею до промышленного производства. Нужно понимать, какие в 1918 году были технические условия и скорость передачи информации.

Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол — у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю с комиссией и конкурсом придумали, чтобы разорвать цепь исторической преемственности, ведь негоже бойцам и командирам Красной армии щеголять в шинелях, пошитых для триумфа императорских войск. И отсутствие документов, вероятно, связано именно с этим. Упоминания могли быть уничтожены, дабы не дискредитировать новую революционную мифологию, частью которой и стали легендарные буденовки. Кстати, имя самого Троцкого ведь тоже почти начисто было стерто из архивов РККА.
Итак, судя по всему, форма, придуманная для парада Победы в Великой войне, действительно существовала. Она была создана по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах.

Идеологическая концепция разработана художником Василием Васнецовым, возможно, в технических вопросах ему помогал кто-то еще. Пошита форма была концерном М. А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах. Похоже, количество комплектов новой формы было не велико, что могло говорить о ее парадном характере. Косвенно, об этом свидетельствует и то, что на практике новая форма показала себя не блестяще и уже через 20 лет полностью вышла из употребления.

Последним эпизодом стала финская война, после чего буденовки были окончательно заменены на меховые шапки-ушанки, а шинели — на ватники и полушубки.
Судьба формы оказалась незавидной, хотя могла быть славной. И, согласитесь, это очень символично. Васнецовская форма повторила перекроенную революцией историю всей страны: вместо скорой победы и мира нам досталась многолетняя гражданская война с миллионами новых жертв. А триумфальная «богатырка» русских воинов осталась в народной памяти краснознаменной «буденовкой».

Автор: Георгий Олтаржевский

Помните замечательный фильм Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители»? Как залихватски носили в кино молодые герои свой головной убор? Именно эта своеобразная солдатская шапка, официально имевшая название «зимний шлем», а неофициально звавшаяся «богатырка», «фрунзевка» или «будёновка», сформировала характерный облик красноармейца, став визитной карточкой Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Сегодня приоритетными являются две версии возникновения этого головного убора. Первая гласит, что в 1918 году нарком по военным и морским делам Л. Троцкий объявил своим указом конкурс на новую форму для новой Красной Армии. В конкурсе приняли участие самые именитые русские художники, в том числе Борис Кустодиев и Виктор Васнецов. В 1919 году этот головной убор был принят и на длительное время стал важным предметом одежды личного состава Красной Армии.

По второй версии, разработка этого шлема была проведена ещё до революции. Русская армия готовилась пройти в новой форме победным маршем по улицам Берлина. Форма вроде бы хранилась на складах царской России и уже была использована новой советской властью. Эта версия не опровергалась и не подтверждалась, ибо приказы о проведении конкурса и введении новой формы подписывал товарищ Троцкий, а о нём после его высылки 1927 года из СССР даже вспоминать было опасно.

Первые будёновки шились из сукна защитного цвета, они состояли из колпака, козырька, назатыльника и внутреннего утеплителя. Спереди нашивалась суконная пятиконечная звезда цветом по роду войск: в артиллерии приоритетным стал оранжевый цвет (с 31 января 1922 года – чёрный), инженерные войска получили чёрный, пехота – малиновый, кавалерия – синий, пограничная охрана – зелёный, авиационные части – голубой.

Будёновка просуществовала до 1940 года, когда она была заменена шапкой. Очень здорово будёновку подвела Советско-финская война 1939–1940 годов. Тогда знаменитый головной убор не выдержал лютых морозов, и от него пришлось отказаться.

Оцените статью
Профессиональная косметика
Добавить комментарий