Байдарка является надёжным плавсредством и пользуется высокой популярностью у любителей водного туризма. Судно хорошо держится на воде, с лёгкостью преодолевает пороги и достаточно быстроходно.
Характеристики
Байдарка – это разновидность лодки, приводимая в движение при помощи вёсел. Отличительной чертой судна является вытянутый узкий корпус и заострённые корма и нос. Благодаря такой конструкции байдарка легко преодолевает сопротивление воды и развивает приличную скорость. Гребцы располагаются друг за другом и совершают синхронные движения вёслами. Спортивные байдарки вмещают от 1 до 4 человек, в то время как туристические модели рассчитаны на 2-3.
Пассажировместимость иногда указывается в названии лодки, например, «Нева-2» вмещает двух человек, а в «Салют-3» поместятся уже трое.
Многие туристические байдарки имеют грузовой отсек, необходимый для размещения снаряжения, палаток и провианта, что позволяет использовать их для многодневных походов и сплавов. В более ранних моделях места для груза располагались в носовом и кормовом отсеках, реже – под обоими бортами байдарки. У современных образцов геометрия немного другая, из-за чего грузовое отделение часто расположено в задней части.
В надувных экземплярах грузового отсека обычно не предусмотрено либо он совсем небольшой, что обусловлено большим объёмом воздушных баллонов, занимающих много места. Бывалые туристы выходят из ситуации следующим образом: двух- или трёхместную байдарку превращают в одноместную и на место гребцов укладывают груз. Особенно неудобны в плане перевоза багажа сверхлёгкие модели «Щука», владельцы которых вынуждены привязывать к ним маленькую надувную лодку и складывать в неё весь свой груз.
Разновидности
Туристические байдарки различаются по типу конструкции и подразделяются на разборные и неразборные образцы. К первому типу относят надувные, каркасные и каркасно-надувные модели.
Надувные байдарки
Являются самыми распространёнными туристическими плавсредствами и пользуются высоким спросом. Это обусловлено их низким весом, быстрой сборкой/разборкой, малым объёмом в сложенном виде, хорошей живучестью на камнях, отменной проходимостью и отличной устойчивостью на воде. Среди недостатков надувных байдарок можно отметить низкую способность всходов на волну, большую парусность и отсутствие вместительного грузового отсека. На многих моделях установлены упоры для бёдер и пяток, что делает их идеальным вариантом для сплава по порожистым рекам.
Для изготовления надувных байдарок используют армированный ПВХ-прочный и очень износостойкий материал, который не боится перепадов температур, прямого воздействия солнечных лучей и острых подводных камней.
Каркасные байдарки
Имеют разборную конструкцию и предназначены для походов по водоёмам с умеренным течением. Жёсткий каркас обеспечивает отличную управляемость, а небольшая толщина высвобождает много места для грузового отсека. Каркасные байдарки хорошо идут по небольшому течению против ветра, чем выгодно отличаются от других плавсредств. Более того, они способны развивать высокую скорость и отличаются хорошей грузоподъёмностью. Среди недостатков каркасных образцов можно отметить большой вес, габаритность даже в собранном виде, долгую сборку и высокую стоимость.
В качестве материала изготовления каркаса используют алюминиевые или дюралевые трубы и фанеру. В качестве обшивки у более ранних образцов применяли брезент, который сегодня заменили на стекловолоконную ткань, пропитанную ПВХ. Особенностью большинства каркасных моделей является наличие «фартука», предотвращающего захлёстывание воды внутрь. Конструкция многих каркасников предполагает установку руля, что делает их маневренными, а на некоторые из них возможна установка мачты, однако, весят такие модели очень много. К примеру, польский «Нептун», некогда популярный в Советском Союзе, имеет вес 60 кг.
Каркасно-надувные байдарки
Представляют собой гибрид первых двух видов и состоят из жёсткого каркаса и надувных бортов. В сравнении с каркасными моделями они намного меньше весят и имеют более быстрый ход. Они послушны в управлении, обладают хорошей маневренностью, компактно складываются и могут перевозиться в багажнике легкового авто. К отрицательным качествам можно отнести долгий процесс сборки и дорогой ремонт.
Каркасно-надувные модели используют для походов по водоёмам, не имеющих бурного течения и порогов.
Неразборные байдарки представлены пластиковыми моделями, предназначенными для водных прогулок, туризма и спорта. Для их изготовления используется классический метод ротационного формования, наделяющий корпус лодок высокой ударной вязкостью и пластичностью. Более того, пластиковые байдарки отличаются длительным сроком службы, составляющим 30 и более лет, химической инертностью и морозоустойчивостью.
Хранить такие модели можно под открытым небом, так как они не впитывают влагу и устойчивы к ультрафиолету.
Благодаря развитому фальшборту, у большинства образцов имеется возможность установки фартука, предназначенного для плавания в непогоду. Многие пластиковые байдарки оснащены детским сиденьем, которое располагается рядом с задним гребцом. Кроме того, они вполне ремонтопригодны и недороги в обслуживании. Среди минусов байдарок из пластика можно отметить сложности в транспортировке и высокую стоимость.
Как выбрать?
При выборе байдарки для туризма необходимо учитывать ряд важных моментов.
- Если транспортировка плавсредства к водоёму будет выполняться на автомобиле, то можно выбирать любую конструкцию байдарки. Если же лодку предстоит носить в рюкзаке, то единственным возможным вариантом станет надувная модель.
- Следует обращать внимание и на количество мест, учитывая при этом, что для управления и контроля за одноместной лодкой потребуется отличная физическая форма и наличие опыта управления. Выбирая многоместный образец, нужно понимать, что лёгкий ход такой байдарки возможен лишь при слаженной работе всех гребцов, так как при асинхронных действиях членов экипажа байдарка может легко перевернуться.
- При покупке разборных моделей необходимо учитывать и время сборки. Так, для того чтобы привести надувную байдарку в боевую готовность, требуется от 15 до 45 минут, тогда как на сборку «каркасника» уходит больше часа.
- Если байдарка выбирается для рыбалки на спокойной воде, то лучше приобрести каркасно-надувной вариант. Такие модели очень трудно перевернуть, что позволяет вставать в них в полный рост без риска упасть в воду. Эти байдарки считаются самыми быстроходными, однако, для спусков по крутым порогам не годятся. Для таких целей подойдёт надувная модель – пусть не такая быстрая, зато надёжная и проходимая.
Обзор лучших моделей
Современный рынок туристических товаров предлагает огромный выбор байдарок от российского и зарубежного производителя. Ниже представлен рейтинг наиболее интересных моделей.
- Каркасно-надувная байдарка «Варяг-480» производства России предназначена для водных прогулок на большие расстояния по рекам и озёрам с умеренным течением. По периметру судно оснащено защитным леером, снижающим нагрузку на баллоны от боковых ударов и служащим основанием для закрепления дождевого фартука. Конструкция байдарки предусматривает крепление коленных упоров, облегчающих греблю по волне. Лодка рассчитана на 2 человек и весит вместе с упаковкой 18,5 кг. Габариты модели – 480х88 см, грузоподъёмность – 250 кг, стоимость – 37000 рублей.
- Надувная байдарка INTEX Explorer K2 китайского производства рассчитана на 2-х человек и укомплектована вёслами и насосом. Модель подходит как для опытных туристов, так и для новичков и предназначена для сплава по горным рекам. Байдарка оснащена надувными сиденьями с регулируемыми спинками, что делает её очень удобной для длительных путешествий. Грузоподъёмность лодки – 180 кг, габариты – 312х91х51 см, стоимость – 9000 рублей.
- Неразборная пластиковая модель «Мэри» от компании «Вольный ветер» выпускается в габаритах 400х85 см, весит 27 кг и имеет гарантию 1 год. Байдарка изготавливается из полиэтилена LLDPE, оснащена двумя съёмными сиденьями со спинкой и двумя ручками для переноски. Грузоподъёмность лодки составляет 230 кг, стоимость – 48000 рублей.
О том, как выбрать байдарку, смотрите в следующем видео.
Байдарками называются компактные гребные лодки с заостренными носом и кормой, отличающиеся отличной остойчивостью, малой осадкой, послушностью в управлении. Они были изобретены еще в незапамятные времена народами Севера, но до сих пор пользуются небывалой популярностью.
Современные байдарки выпускаются в цельнолитом, каркасном и надувном вариантах. Модели бывают туристическими, морскими, спортивными и представлены в таком разнообразии вариантов, что новичкам в этих вопросах недолго и растеряться. Помочь с выбором может обзорный рейтинг байдарок, который составляется и обновляется ежегодно.
Рейтинг надувных байдарок
Надувные байдарки являются одними из самых недорогих, легких, удобных в эксплуатации моделей. Первое место из них в рейтинге занимает байдарка «Щука», созданная российским КБ «Сталкер». Она намного легче и дешевле других надувных моделей и изготавливается из прочных кордовых материалов. «Щука» способна набирать приличную скорость, обладает маленькой осадкой и отличной вертикальной гибкостью, что позволяет ей свободно миновать мелководье и обеспечивает отсутствие повреждений при посадке лагом на камни. Байдарка настолько устойчива, что на ее бортах можно даже прыгать.
Вторую позицию в рейтинге занимает байдарка «Нева», корпус которой выполнен из полихлорвинила высокого качества. Она выпускается в двух-трехместных вариантах и предназначена для прогулок и рыбалки. Это комфортабельная, удобная в управлении байдарка для спокойной воды.
Третье место досталось байдарке «Викинг». Она обладает шестью герметичными камерами, приличной грузоподъемностью, способен перевозить двоих-троих человек, а весит всего 17 килограмм.
Четвертое место можно отдать каркасно-надувным байдаркам «Ладога». Они приспособлены к дальним походам, имеют вместительные багажные отсеки, не требуют больших усилий в управлении, развивают приличную скорость, отлично держат курс на волнах, при встречном и боковом ветре. «Ладога» снабжена вклеенными в борта емкостями непотопляемости, укомплектовывается фартуком, защищающим кокпит и гребцов от попадания воды, и рулем с педальным приводом.
На пятом месте находятся байдарки Legor с элементами каркаса. Они имеют очень маленький вес, быстро собираются, могут доставляться к месту спуска на воду даже на велосипеде и предназначаются для плаванья по спокойной воде.
Шестое место принадлежит каркасно — надувной байдарке Ильмень от российской компании Тритон. Они отличаются большой грузоподъемностью, повышенной остойчивостью, удобны для рыбалки, семейных прогулок по пресным водоемам и по форме напоминают каноэ. Байдарки оснащены надувными обводами, имеют приличную ширину, довольно высокие борта, вместительный кокпит. На них можно поставить рулевое управление с педальным приводом и бортовой мотор.
Что касается зарубежных моделей надувных байдарок, то среди них верхние позиции рейтинга сейчас занимают модели компании Sevirol. Они производятся из стекловолоконной сеточки, покрытой ПВХ, и оснащаются надувными подушками, способствующими повышению комфорта в использовании.
Рейтинг пластиковых туристических байдарок
Пластиковые туристические байдарки в большинстве случаев являются неразборными и отличаются высокой прочностью, долговечностью, усиленной системой безопасности, устойчивостью к повреждениям. На сегодняшний день первые позиции в рейтинге среди них занимают модели Malibu II XL Sky 2, изготовленный из высокопрочного, экологически чистого пластика. Он имеет удобную надежную конструкцию, слега овальные и приподнятые нос, корму и может использоваться для путешествий по морским акваториям.
Второе место можно отдать моделям Pungo 120 из легкого и пластичного полиэтилена, способным быстро набирать большую скорость. Они предназначаются в основном для спокойной воды, но могут использоваться и на реках средней сложности. Байдарки обладают малым весом, без труда переносятся на руках по суше и при получении повреждений могут быстро ремонтироваться прямо на месте.
На четвертом месте – байдарки Perception Expression, ориентированные на морские путешествия. Это одна из лучших разработок английской компании, оборудованная комфортными зональными сиденьями, вместительными герметичными камерами, обладающая небольшим весом и компактными габаритами.
Рейтинг спортивных байдарок
Спортивные байдарки изготавливаются из прочного пластика, композитных материалов, являются неразборными, имеют обтекаемую форму и предназначаются главным образом для гребного слалома. Первое место среди них можно отдать моделям Nelo, имеющим стреловидную форму. Они используются в международных соревнованиях, выполнены из кевлара, могут использоваться для сплава по рекам высокой сложности.
Второе место в рейтинге занимают байдарки ECSI. Они используются для соревнований и тренировок, создаются из стеклоткани с покрытием из диопен-кевлара. Лодки изготавливаются методом вакуумного формования и отличаются высокой жесткостью и прочностью.
Третье место – у байдарок Plastex, предназначенные для спринта и марафона. Они выполнены из эпоксидной смолы, армированной тканью из кевлара и стеклотканью. Байдарки отличаются пластичностью, способностью выдерживать мощные удары, быстро набирают скорость и могут эксплуатироваться на протяжении многих лет.
Подводя итоги 2018 года, мы решили составить рейтинг лодок ПВХ производства нашей компании. При составлении рейтинга мы опирались на объемы проданных моделей, а также отзывы покупателей. Надеемся, это поможет вам определиться, какая лодка ПВХ лучше именно для вас!
Топ-5 лучших надувных лодок «ТаймТриал»
Мы составили Топ наиболее популярных категорий надувных лодок нашего производства, и указали самые лучшие лодки ПВХ внутри каждой из них.
1. Надувные лодки для рыбалки. Как это ни странно, но модели для рыбной ловли превзошли по продажам даже популярные туристические байдарки. Это можно объяснить тем, что виток "каячной эволюции", который уже завершён во многих странах (например, США) дошёл и до нас, и рыбаки всё чаще рассматривают рыболовные каяки в качестве основного судна для рыбалки. Хит продаж категории – одноместный «Фишкаяк».
2. Серия каяков и байдарок «Варвар» – это наши лучшие бесштевневые лодки ПВХ с надувным дном. Признание потребителей они получили благодаря оптимальному сочетанию цены и эксплуатационных характеристик. Самая продаваемая модель серии – байдарка «Варвар-Гигант», подходящая как для спокойной воды, так и сплава по бурной реке.
3. Катабайды (байдарки с транцем) занимают уверенное третье место нашего рейтинга благодаря популярности туризма с попеременным использованием мотора и гребли. Лучшие лодки ПВХ под мотор – трехместные «Катабайд-3» , сочетающие высокую надежность, вместительность и отличные скоростные показатели как при ходе на веслах, так и на моторе. Это отличный выбор для семейного сплава.
4. Байдарки «Вега» – наша новинка, успевшая, тем не менее, завоевать доверие покупателей и занять 4 место нашего рейтинга лучших надувных лодок 2018 года. Одна из причин её популярности в том, что «Вега» – самая быстрая из всех надувных байдарок. Штевневая конструкция и идеальная с точки зрения гидродинамики форма обеспечили этой серии байдарок уникальные ходовые данные. Кроме того, она отличается универсальностью использования и впечатляющим дизайном. Чаще всего покупают двухместную «Вега-2».
5. Пакрафты TimeTrial успели оценить любители походов. Безусловный лидер категории – легкий «Спутник-1» с баллонами из ТПУ. Чуть уступает ему вместительный трехметровый «Спутник-1У». Появившийся в конце сезона 2018 сверхлегкий «Спутник-лайт» весом всего 2,7 кг, очевидно, претендует на лидерство в 2019 году.
Претендентом на лидерство в рейтинге лучших надувных лодок в 2019 году мы считаем новинку: большой экспедиционный моторный кабот «Уран-550». Модель успешно прошла ходовые испытания, и уже в начале года на неё поступает огромное число заявок.
Лидеры коммерческого проката
Отдельно хочется рассказать о том, какие надувные лодки ПВХ лучше по мнению прокатных организаций. Организаторы коммерческих сплавов, в т.ч. с детьми и неподготовленными гребцами, голосуют за серию «Ватерфлай» с системой самоотлива, причем наиболее популярной признается двухместная «Ватерфлай-2». Байдарки этой серии прощают практически любые ошибки новичков даже в сложных условиях на воде, они максимально удобны и безопасны.