Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Панталоны с начесом
В конце 20-х годов трусы и майки для советских граждан шил трест «Мосбелье» и похожие на него фабрики. Глядя сейчас на их массовую продукцию, можно подумать, что трудовой народ, долгие годы создававший для аристократов шикарные пеньюары и шелковые чулки, вмиг разучился делать хоть что-то более-менее приличное.
Кошмарные бесформенные панталоны до колен, особенно популярные у дам с пышными формами, придавали своим обладательницам просто монументальные объемы. Выглядели эти изделия так, словно их вырезали из двух квадратов 1,5х1,5 м, а затем пристрочили с обоих концов резинки.
Легендарные советские панталоны «с начесом» шили из толстой байки, с изнаночной стороны которой был мягкий ворс. Они даже не облегали, как следует, бедра, а просто топорщились и пузырились во всех мыслимых и немыслимых местах. Самыми популярными цветами — по мнению производителей — были вылинявший голубой и грязно-серый.
Зимой в эдаких труселях было тепло, но ужасно не сексуально. Ходить на свидания в панталонах решались немногие. Особенно страдали в этом плане лица с тонкой душевной организацией, люди искусства. Некоторые мужчины зимой вообще переставали ухаживать за девушками, боясь увидеть на них в момент интимной близости чудовищные панталоны с начесом.
Трусы-парашюты
Летние сатиновые трусы для женщин и детей шили на манер мужских семейных. Только в области бедер к ним пришивали резинки. В результате получались абсолютно асексуальные трусы-фонарики, сильно напоминающие не до конца раскрывшийся парашют. В 20—30-х годах в шортах подобного кроя шагали по главным улицам городов целые колонны советских физкультурников.
Эта простота и аскеза возникли в Стране Советов не на пустом месте. Сам Сталин носил обычные солдатские кальсоны. Ни о каких шелках он даже не думал и у народа подобные порывы не поощрял. Когда «вождь народов» умер, оказалось, что у него нет ни одной приличной пары белья, в которой по старинному русскому обычаю надлежало бы хоронить усопшего.
Буржуазные замашки
При жизни Сталина его аскетизм стал предметом подражания. Почти все члены политбюро носили такие же, как у вождя, заношенные френчи и не менее простое нижнее белье. Однако были в этой стае убого одетых людей и свои исключения. Одно из них — нарком Лев Мехлис, известный как «сталинская секира».
Этого крайне сдержанного, хладнокровного человека все боялись. Внешне он полностью сливался с толпой сталинских приспешников. Но под военной формой Мехлиса скрывались тонкие и очень деликатные шелковые кальсоны цвета свежей лососины. Этикетки с них были предусмотрительно срезаны. Судя по тому, что в СССР мужское белье такого качества вообще не производилось, кальсоны Мехлису привозили из-за границы.
Импортное — особенно французское — шелковое белье очень любили и некоторые жены наркомов. Известна этим и супруга маршала Тухачевского. Нина Евгеньевна была настоящей красавицей. Такая яркая, эффектная и безгранично сексуальная дама просто не могла носить ужасное советское белье из сатина и байки.
Пользуясь властью мужа, Нина Тухачевская заказывала себе пеньюары и трусики в самом Париже. Это было шикарное, очень сексуальное белье из натурального шелка. Косой крой, ручная вышивка, атласные ленты и другие модные в то время элементы на нем просто «кричали» о сытой заграничной жизни.
Когда в 1937-ом Нину Евгеньевну пришли арестовывать, она сложила в небольшой чемоданчик расшитую ночную сорочку, комбинацию с брюссельским кружевом и невероятной красоты шелковые трусы. С таким багажом Тухачевская отправилась в тюрьму, твердо уверенная в том, что все происходящее с ее семьей — какая-то ошибка.
На следующий день чемоданчик с нетронутым содержимым передали родственникам Нины Евгеньевны. Сама женщина после продолжительных допросов попала в Бутырку, а затем отправилась в ссылку в Астрахань. В 1941-ом Тухачевская была расстреляна. Ее легендарный чемоданчик с французским кружевным бельем каким-то чудом уцелел и сейчас хранится в коллекции театрального художника Виктории Севрюковой (Москва).
Самодельные бюстгальтеры
Если с трусами в СССР была беда, то с лифчиками — настоящая катастрофа. Советские фабрики предлагали гражданкам всего 2 вида бюстгальтеров: с выточками и без. Их шили из обычного сатина, который совершенно не тянулся и не ложился нормально по фигуре. Бретельки у советских лифчиков никак не регулировались, поэтому женщинам приходилось «подгонять» их самостоятельно.
Носить такие бюстгальтеры были ужасно неудобно, но освоить пошив трикотажных лифчиков с чашечками советское производство не могло многие десятилетия. Да и таких кошмарных сатиновых лифчиков для всех не хватало. Журналы типа «Работницы» предлагали женщинам самим шить для себя белье и даже прикладывали к этим советам выкройки.
В 40—50 годах редкая дама не умела сшить себе дома лифчик. Швейная машинка была практически у каждой советской гражданки. Катастрофическую ситуацию с бельем попыталась решить министр культуры Екатерина Фурцева. По ее почину в московских Черемушках была открыта огромная текстильная фабрика. Наконец-то в Советском Союзе появилось такое нужное, хоть и незамысловатое белье.
Международный конфуз
Несмотря на все попытки советского производства «догнать и перегнать загнивающий Запад», тягаться с импортными аналогами отечественным товарам было не под силу. Вершиной советского текстильного производства были так называемые «грации». Они совмещали в себе лифчик, корсет и трусики. Шили грации в ателье за огромные по тем временам деньги — 35 рублей — из очень плотного атласа или сатина.
Одна такая грация представляла собой достаточно жесткую конструкцию. Она утягивала фигуру женщины так, что дышать становилось трудно. За это грацию в народе с юмором называли «панцирем», но и ее гражданки порой мечтали заполучить.
Первый громкий скандал, связанный с советским бельем, случился после приезда в Москву Ива Монтана, известного французского певца-шансонье. Возвращаясь на родину, любимец публики прихватил с собой несколько особенно выразительных образчиков советских трусов и лифчиков. В Париже Монтан устроил выставку этого белья. После такого позора советские власти чуть не объявили певца персоной нон-грата.
Блеск и нищета советских манекенщиц
Позорные панталоны, самодельные сатиновые лифчики, грации-панцири — вот в чем приходилось ходить дамам в СССР. И не только обычным гражданкам, но и звездам кино, и даже первым советским манекенщицам. В связи с этим однажды чуть не разразился еще один международный скандал на почве нижнего белья.
В 1967 году в Москве проходил Международный фестиваль моды. На него съехались модели и кутюрье чуть ли не со всего мира. В столице СССР высадился десант великолепно одетых французов, итальянцев, американцев. Вот тут русские манекенщицы и начали возмущаться, что у них нет приличного нижнего белья.
В том, что носили в то время советские девушки, появляться перед зарубежными моделями за кулисами показов было просто невозможно. У иностранок был бы шок. И опять — скандал. Тогда по просьбе ведущих работниц Московского дома моды для них открыли знаменитую сотую секцию ГУМа, где всегда продавался разный дефицит.
Девушки бесплатно получили хорошее белье, и международного конфуза не случилось. Остальные женщины Советского Союза долгие годы умудрялись обходиться тем, что предлагало отечественное массовое производство. Только после Перестройки 80-х в Россию хлынули потоки импортных товаров. Бывшие советские гражданки смогли наконец удовлетворить свой «бельевой голод».
Интересно, из чего состоял бы сегодня женский гардероб, если бы не 8 «великих революций» в моде 20 века? Пока советские женщины страдали от ограниченного выбора, американки и европейки боролись за свои права на фешн-поприще. В продолжение темы LBD-мания и ещё 7 великих фэшн-событий ХХ века.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Ты рейтузы надела?!», — эту грозную контролирующую фразу слышали советские школьницы от своих матерей, когда утром собирались выходить из дому. Самые недоверчивые мамы бесцеремонно задирали подолы и проверяли наличие рейтуз. «Попробуй только снять!», — слышали вслед девочки-подростки, сбегая по ступенькам к выходу.
Ненавистные рейтузы
Но, несмотря на угрозы и строгий контроль, школьницы избавлялись от рейтуз, гамаш и панталон при первой возможности: в подъезде, спустившись на этаж или два ниже собственной квартиры, в школьном туалете и даже в раздевалке, пользуясь суматохой. Современным школьницам, которые имеют не одну пару эластичных колготок, этого не понять. В советские годы девочки носили «хэбэшные» колготки в рубчик (ещё они назывались «в лапшу»), которые обязательно собирались складками на щиколотках и морщили под коленями. Эти колготки приходилось подворачивать на талии, подпоясывать дополнительной бельевой резинкой, так как они свободно доставали до подмышек.
С началом осенних холодов поверх хлопчатобумажных колготок полагалось носить утепляющие штанишки — те самые рейтузы, гамаши, панталончики. Лишь в преддверии 90-х в СССР начали появляться лосины, а до этого времени лосинами называли исключительно мужские брюки из шкуры лося, которые носили преимущественно кавалеристы.
Белые лосины Дениса Давыдова
Женские облегающие штанишки носили для тепла, а не для удобства, красоты или моды. Трикотаж часто был грубым, колючая шерсть чувствовалась даже через толстые хлопчатобумажные колготки. Варианты панталон с начёсом не кололи кожу, но полнили, и, что самое важно, их могли увидеть одноклассники. Так что же такое на самом деле представляли панталоны, гамаши и рейтузы советских школьниц?
Советские панталоны
Советские панталоны для рабочего класса были грубыми, неизящными. Оттенки этого предмета белья — «поросячьи», телесные и голубые — не радовали глаз. Но других в магазинах не продавалось, а утепляться было необходимо.
Сотней лет раньше женщины носили не только нижнее, но также верхнее и среднее бельё. Длинные юбки скрывали всю подноготную, и никакие панталоны ни при каких условиях не могли стать достоянием чужих глаз. В советские годы юбки укоротились и достигли предела мини. Благодаря мини были свержены со своего пьедестала чулки и настала эпоха колготок. Панталоны чудом выжили и нагло выглядывали из-под юбок и платьев.
Панталоны представляли собой подобие шорт, сшитых из толстого трикотажного полотна. Трикотаж мог быть как хлопковым, так шерстяным и полусинтетическим.
На внутренней стороне имелся начёс.
Низ панталон заканчивался манжетами или кулиской со вставленной бельевой резинкой.
На прилавки магазинов попадали товары зарубежных производителей из стран соцлагеря. Иногда эти изделия выглядели изящнее произведённых в СССР, но зачастую отличались мало. Другое дело — панталоны в странах капитализма, которые могли совмещать в себе корректирующие функции и пояс для чулок.
Но «буржуйские» панталоны не были рассчитаны на русскую зиму.
Советские рейтузы
Настоящие рейтузы — это удобные штанишки со штрипками, предназначенные для верховой езды. Термин «reithosen» был заимствован из немецкого языка и, попросту говоря, представляет собой транслитерацию.
Reithosen должны были обеспечивать свободу движения всадника или всадницы во время взбирания на лошадь и обратного спуска, лошадь не должна была испытывать неудобство, поэтому внутреннего бокового шва не предполагалось.
Советские рейтузы в отличие от reithosen кроились проще: брючины обычно имели внутренний шаговый шов, и других боковых швов не было. Ластовица делала эти узкие брючки более свободными, хотя назвать их облегающими сложно.
Но рейтузами в советское время называли не только тёплые трикотажные брючки со штрипками, но также и панталоны.
Советские гамаши
До революции 1917-го года, когда слои общества активно смешивались, в ходу были резиновые галоши и гамаши. И то, и другое предназначалось для защиты кожаной обуви от внешних воздействий — слякоти, грязи, влаги. Обувь покупалась не на один сезон, стоила дорого, а потому её берегли.
Галоши защищали обувь снизу и фактически выполняли роль дополнительной (внешней) пары обуви. Зайдя в помещение, галоши снимали, оставаясь в обуви. Сейчас галоши практически не носят, предпочитая сменную обувь.
Гамаши дополняли галоши, защищая обувь сверху, а также оберегая низ брючин от грязных брызг, если были надеты поверх. Гамаши представляли собой шитые из ткани или кожи, или вязаные изделия, напоминающие гетры. Главное внешнее отличие от гетр — наличие застёжки, позволяющей их снимать и надевать.
Гамаши часто снабжались штрипками — перепонками-петлями, за которые удерживались каблуком.
Гамаши носили и мужчины, и женщины.
В советские годы гамашами стали называть узкие трикотажные штанишки со штрипками.
У них, как и у колготок, имелась ластовица.
Сейчас уже сложно определить, что именно из этих трёх утепляющих аксессуаров вызывало наибольшую ненависть советских школьниц. Однозначно лишь то, что сейчас от тёплого белья отказались, но как это отражается на здоровье.
Автор: Rina Salauskas
На пухлых ногах чулки выглядят вызывающе эротически. Чулкам на худых ногах сразу хочется читать стихи.
Когда в 1917 году к власти пришли большевики, жизнь в России в корне изменилась. Наступило время перемен в политике, экономике и культуре. Не остались без внимания и бытовые вопросы. Началось всеобщее «окультуривание» вчерашних крестьян.
Ситуация оказалось тяжелой: люди были напрочь не приучены мыться с мылом, чистить зубы и носить нижнее белье — этому предстояло учиться.
Роль нижнего белья была сугубо практичной: ему надлежало обеспечивать чистоплотность. Личная гигиена предполагала раз в неделю совершать водные процедуры и иметь 2 смены исподнего. В некоторых случаях смена белья могла заменить собой поход в баню.
Плакат, посвященный гигиене учащихся, 1944
Любопытно, что в 1920-х годах понятие «телесности» не имело никакого эротического подтекста. Тело стало достоянием общественности, как колхозная земля. Поэтому нижнее белье шили простым и удобным, чтобы оно не сковывало движений. Если женщина отдыхала на природе или загорала в трусах и бюстгальтере, этого никто не порицал.
Александр Родченко. Девушки с платками (Спортивный парад на Красной площади). 1936 год
Вот как поясняет это явление журнал «Работница»: «Какая же разница между физкультурницей в трусиках (оголенные руки и ноги) и любой мещанкой, которая пытается короткими юбками, ажурными чулками и прочим разжечь в мужчине “самцовские чувства”?
Между нашей физкультурницей и щеголихой — пропасть. Не красками, не золотом на пальцах и, конечно, уж не трусиками может завоевать себе девушка прочное и здоровое внимание мужчины из нашего пролетарского общества».
Короткие спортивные шорты, называемые трусиками, стали неотъемлемой частью культуры СССР. Яркий тому пример — восточная сказка «Ложка и трусики», напечатанная в 1928 году в журнале «Еж». Она повествует о мальчике из Туркестана, чьи родители запрещали носить летом трусики и есть ложкой: «А пальцы у тебя на что, это у вас коммунисты на детской площадке всё выдумывают разные ложки. Ешь руками».
Привычным для советского уха стал лозунг «Не трусь, надень трусы!», призывающий к участию в спортивных состязаниях.
Кадр кинохроники 1920-х годов
Но, пожалуй, самым любопытным явлением того времени был детский лифчик, который носили и девочки, и мальчики. Он представлял собой жилет телесного или белого цвета на пуговицах, снизу находились подвязки-резинки, к которым крепились чулки.
Современница той эпохи вспоминает: «Носили, и не осуждали, и не думали об этом. Стыдно не было. А вот когда знакомые привезли первые коготки из Прибалтики, очень стыдно их было носить в школе. Я под партой на физкультуру в них переодевалась».
Детские чулки. 1950-е годы
Лифчики были в ходу вплоть до 1960-х годов, пока в Союз не начали завозить первые колготки из Чехословакии. Сперва появились трикотажные колготки с резиночкой, так называемая лапша. Их носили и женщины, и дети. Позже на советский рынок проникли дефицитные капроновые колготки.
Вот что пишет об этой редкости Ольга Гурова в своей книге «Советское нижнее белье. Между идеологией и повседневностью».
«Помню, начиналось всё с чулок капроновых, со швом носили. Было модно, чтобы шов всегда ровненько сзади был, не перекошенный. Я носила в основном обычные, телесные. Цветные носили те, кто помоднее был. Девочки их в мороз носили, потом вместе с кожей отдирали».
Колготки стали прорывом в советской моде: вместе с ними женщины переоделись в обтягивающие платья, мини-юбки и туфли на шпильках. Правда, такие изменения пришлись по вкусу далеко не всем.
Люди старшего возраста стыдили модниц в мини за аморальность. Педагоги ходили за школьницами с линейкой и следили, чтобы их юбки были не выше 10 см от колена. Вместе с мини-одеждой появляются новые предметы гардероба: бюстгальтеры и трусики мини-бикини.
Проникшись западным образом жизни, женщины Союза начинают больше ухаживать за собой. Возникает культ худобы.
Вот какой совет давал своим читательницам журнал «Работница».
«Даже самая незначительная небрежность в одежде, в косметике может придать женщине неопрятный вид. Надевая, например, открытое платье, проследите, чтобы бретели от белья не были видны в вырезе платья и не спускались с плеч. Бретели можно прикрепить к платью. Для этого пришейте к плечевому шву с изнанки петлю, застегивающуюся на кнопки».
Телецензура пропускает изображение полуобнаженного тела. Вспомни сцену обольщения Горбункова героиней Светланы Светличной в картине «Бриллиантовая рука». Правда, столь откровенное эротичное белье маркировало лишь отрицательных персонажей.
А вот у Лиды и Шурика из фильма «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» подчеркнуто скромное белье, больше напоминающее купальник. И опять-таки, никакого эротического подтекста.
Интересно, что однажды скромное советское исподнее даже стало причиной международного скандала.
В начале 60-х знаменитый французский певец-шансонье Ив Монтан приехал в СССР на гастроли. В рамках культурной программы артист посетил столичную выставку швейной промышленности.
Монтан был поражен, как советские женщины могли носить столь безвкусные панталоны с начесом, бюстгальтеры без вытачек и голубые рейтузы. Впечатленный зрелищем, он купил целый чемодан нижнего белья советского производства и по приезде в Париж устроил свою выставку. Советские власти обвинили певца в подлом поступке, разразился международный скандал.
Этот конфликт обнажил проблему: легкая промышленность СССР не учитывала эстетические вкусы населения.
В разгар периода застоя в 1970-е налаживается широкая торговля со странами соцлагеря, а также советский потребитель знакомится с прибалтийским бельем, которое лучше по качеству и считается почти импортным. Но из-за тотального дефицита советские женщины могли только мечтать о шелковых и кружевных комбинациях.
Перестройка расширила бельевой ассортимент: в продаже появились хлопковые трусы «Неделька», трусики танга и полупрозрачное кружевное белье.
Сегодня пестрящие изобилием прилавки говорят об одном: времена дефицита прошли. Российские женщины быстро привыкли к качественному белью. Эстетика стала не менее важным элементом, чем практичность. А где есть разнообразие, появляются очень диковинные новинки, как, к примеру, кружевное белье для мужчин.
Если тебе понравилась эта статья, сохрани себе и поделись с друзьями.