Состав советских шампуней

Чем мыли голову наши бабушки и прабабушки

До 30-х годов ХХ столетия советские женщины не знали, что такое шампунь. Как правило, голову мыли простым дегтярным или хозяйственным мылом. После такого омовения волосы трудно поддавались расчесыванию и появлялся серый налет на волосах и чтобы от него избавиться полоскали шевелюру уксусным раствором.

Также, в первой половине ХХ столетия советские красавицы активно использовали для мытья головы содовую кашицу. Для ее приготовления брали 2-3 ст. ложки соды, в нее добавляли 1-2 ст. ложки воды и получившуюся массу втирали в корни волос.

Большой популярностью пользовался ржаной хлеб в качестве шампуня. Для этого хлеб замачивали в воде либо молоке, а потом втирали в кожу головы.

В те далекие времена мытьем головы занимались один раз в две недели. Следует заметить, что до 60-х годов советские женщины пользовались народными средствами для мытья головы: белая глина, древесная зола, пивные дрожжи и т. д. Посмотрите на старые фотографии своих бабушек-их косы были толщиной с кулак!

Появление первых шампуней

Время не стояло на месте. Страна развивалась и возник вопрос о появлении более широкого ассортимента средств личной гигиены.

В начале 60-х годов стали появляться в продаже первые шампуни в Советском Союзе. Сначала они имели жидкую консистенцию, легкий аромат и были разлиты в стеклянную тару. Эти шампуни не пенились, но на радость детворе образовывали огромные мыльные пузыри.

Среди недостатков было то, что эти средства сильно щипали глаза, пересушивали кожу головы и с ними не разрешалось посещать бани (из-за стеклянной емкости). Названия не отличались особой поэтичностью и разнообразием.Самые известные марки той поры “Ивушка”, “Ландыш”, “Хвоя”, “Жемчужный”. Вспомните эпизод из фильма “Джентельмены удачи”, когда Косой, пребывая на даче у академика, попутал бутылек шампуня с одеколоном! Действительно, эти два средства имели схожий внешний вид.

Разнообразие средств для мытья

В конце 60-х в начале 70-х годов вышли в продажу шампуни желеобразной консистенции, с приятными ароматами и в пластмассовой таре. В отличие от своих предшественников, эти средства для мытья волос не так сильно раздражали слизистую глаз. Большую популярность у советских красавиц имел шампунь “Яичный”, который выпускала фабрика “Свобода”.

У многих из нас, у тех, кто родом из СССР, в памяти остался болгарский детский шампунь “Кря-кря”.Он не щипал глаз и имел вкусный фруктово-конфетный аромат. Желтые бутылечки с изображением утенка после использования становились оружием во дворе: они превращались в своеобразные водные пистолеты.

В конце 70-х и до конца 80-х рижская фабрика “Дзинтари” выпускала шампунь “Миф” в тюбиках, но продукция этой компании была жутко дефицитной и не каждая советская женщина могла себе позволить подобную роскошь только потому, что достать это было очень сложно и только по связям. Зато, если покупка удавалась, вожделенный бутылек рижского, невероятно ароматного шампуня, ставился в сервант к хрустальной посуде и использовался только перед торжественными случаями.

В больших городах на полках первой в Союзе сети косметических магазинов “Березка” можно было встретить шампунь “Селена”. Это первое отечественное средство, которое использовалось для разных типов волос, что являло собой прогресс в косметической индустрии Советского Союза. “Селена” отличалась превосходным качеством, имела сладкий аромат. После использования волосы приобретали блеск и шелковистость.

“Лайфхаки” советских женщин

В известных и единственных женских журналах “Крестьянка” и “Работница” часто публиковались различные “бьюти” советы по уходу за волосами. В частности, советовалось мыть голову не чаще 1 раза в неделю и не сушить волосы при комнатной температуре. Это, безусловно, имело свой смысл.

Если помыть голову не было возможности, то применяли обыкновенную детскую присыпку: ее высыпали на волосы, а потом их тщательно вычесывали. Вот вам и аналог дорогому импортному сухому шампуню.

Советские женщины, как и женщины других стран стремились выглядеть ухоженными. В отличии от европейских дам, советские практически не имели доступа к широкому выбору средств по уходу за собой. В очереди за бутыльком импортного шампуня можно было простоять с утра до вечера.

С егодня бьюти-индустрия работает на сверхзвуковых скоростях, чуть ли не каждый день представляя новые марки, линии, средства, оттенки, упаковки и прочие limited edition. Трудно поверить, что когда-то наши мамы и бабушки довольствовались одним тональным кремом (какие такие типы кожи?) и тремя шампунями (своеобразными кондиционерами служили отвар крапивы или разведенный уксус), а любые проблемы с кожей решали с помощью крема с неприличным названием «Спермацетовый». Изготавливалась продукция строго по ГОСТу (государственному стандарту качества) на передовых фабриках бывшей Российской империи: фабрика «Свобода» возникла на базе товарищества «А. Ралле и Ко» 1843 года основания, а «Новая заря» — на базе товарищества «Брокар и Ко», существовавшего с 1864 года.

Еще более удивителен тот факт, что многие советские средства до сих пор существуют и завоевывают молодого потребителя без помощи чудодейственного, с точки зрения маркетинга, ностальгического флера. Отбросив ненужные предрассудки, BeautyHack представляет хит-парад проверенных временем средств.

Детский крем

Кто выпускает: фабрика «Авант», работающая с 1943 года.

Классический детский крем в СССР начали производить в 50-е годы, а фабрика «Авант» — с середины 60-х. Это дает ей полное право на пометку «настоящий детский крем» на этикетке. Отличительные особенности средства: алюминиевая туба, которая наилучшим образом сохраняет состав без применения консервантов, знакомый с детства запах эвкалиптового масла, дизайн упаковки с котятами и щенятами. Состав прост и универсален: витамины А и F, эвкалиптовое масло, экстракт ромашки, ланолин, ментол. Средство ценят за способность заживлять трещинки, снимать воспаления и раздражения.

Что может смущать: минеральные масла в составе (продукты нефтехимии) — парафин, церезин.

Цена: от 19 руб. (в супермаркетах и аптеках города).

Шампунь «Желтковый»

Кто выпускает: фабрика «Свобода» с 1984 года.

Желеобразный шампунь с очень простым составом (всего 13 компонентов), который не содержит силиконов и парабенов. Зато включает натуральное яичное масло, богатое витаминами A, D, E. Предназначен для всех типов волос, но особенно эффективен для волос, склонных к жирности, так как моет «до скрипа» и «подсушивает» кожу головы, так что волосы остаются чистыми несколько дней. Приятный бонус — мягкая и компактная (76 г.) упаковка.

Что может смущать: резковатый запах и наличие в составе sodium laureth sulfate.

Цена: от 29 руб. (сеть магазинов «Подружка»).

Кремы для лица «Люкс» и «Янтарь»

Кто выпускает: фабрика «Свобода» с 1972 года.

Питательные ночные кремы предназначены для ухода за сухой кожей. Оба содержат 100%-но натуральные растительные масла: «Люкс» — рапсовое, подсолнечное и пальмовое, «Янтарь» — оливковое. Кремы не могут похвастаться прогрессивными антивозрастными компонентами вроде пептидов или стволовых клеток и, соответственно, заметным антиэйдж-эффектом. Но вот за то, что они отлично питают, смягчают и мгновенно убирают шелушение и раздражение, — ручаемся. Средства даже можно смешивать между собой и наносить на 20 минут в виде маски, удаляя остатки салфеткой. Еще один бьюти-хак — использовать кремы как средство для кутикулы или восстанавливающий бальзам для губ.

Что может смущать: «бабушкин аромат», который, по многочисленным отзывам, не нравится сильному полу.

Цена: от 44 руб. (сеть магазинов «Подружка»).

Тональный крем «Балет»

Кто выпускает: фабрика «Свобода» с 1983 года.

Узнаваемый тюбик песочного цвета с силуэтом балерины лежал на трюмо каждой уважающей себя девушки Советского Союза. Формула средства, конечно, претерпела изменения, но по-прежнему содержит лицетин — фосфолипид, который смягчает, увлажняет и защищает кожу. У тонального крема довольно плотное покрытие и универсальный оттенок («тон натуральный»).

Что может смущать: отсутствие SPF, интенсивный запах и не очень качественная упаковка из тонкой алюминиевой фольги.

Цена: 50 руб. (в супермаркетах города).

Духи «Красная Москва»

Кто выпускает: фабрика «Новая заря» с 1925 года.

Аромат-легенда и аромат-загадка: существует много версий как об истории его возникновения, так и его создателя. Самая распространенная: французский парфюмер Август Мишель взял за основу духи «Любимый букет императрицы» (имеется в виду Мария Федоровна, жена Александра III) и создал шедевральный шипровый цветочный аромат с нотами бергамота, кориандра, апельсинового цвета, жасмина, розы, гвоздики, иланг-иланга, ириса, бобов тонка и ванили, который занимает почетное место в истории мировой парфюмерии.

Мейкап по-советски. Кто-то застал его и успешно (или безуспешно) им пользовался, кто-то видел у бабушек и мамы, а кто-то знает о нем только по воспоминаниям взрослой части семьи.

То, без чего сложно представить себе макияж тех лет, — это тушь в брусочке. В нее плевали, а затем самые отчаянные разделяли ресницы иголками или булавками. Эффект получался сногсшибательный, особенно если предварительно прибегали еще к одной устрашающей процедуре — подкручиванию ресниц горячим ножом или ложкой. Я помню соседку по дому, которая выходила по утрам с ресницами, напоминавшими потрепанную жизнью обувную щетку.

Кстати, многие женщины уже тогда догадались до нынешнего модного среди визажистов приема — использовать в качестве румян помаду.

Зубной порошок vs. зубная паста. Помимо зубов, жестким абразивом порошка можно было еще столовые приборы почистить. Вот она — мультифункциональность того времени!

Шампунь «Кря-кря», пахнущий ирисками и карамелью. Волосы, легкие, как пух, — это про него.

Мода 80-х требовала совершенно гипертрофированного образа, часть которого составляла пышная прическа. Безумные начесы щедро заливались лаком для волос «Прелесть», так что прическа буквально становилась твердой на ощупь. Чем выше и тверже начес — тем краше.

В конце восьмидесятых добиться модного образа стало значительно проще — рынок завалили дешевые марки самой разнообразной косметики. Одни только наборы марки Ruby Rose гарантировали ультрамодный макияж.

Предметом особого вожделения были румяна Estée Lauder из фирменного магазина, куда можно было попасть только по специальным приглашениям. Вот бы сейчас завести человека из 80-х в какой-нибудь «Рив Гош» или «Л’Этуаль»…

Все женщины того времени мечтали о «золотых розочках» Lancôme и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Dior. У моей мамы была ланкомовская пудра — вещь, использующаяся по назначению только по особым случаям, а так она была предметом гордости и зависти приятельниц.

Ровный тон лица обеспечивал еще один легендарный косметический продукт тех лет — тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода», ложащийся на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски. Этот крем, кстати, несколько лет назад пережил второе рождение, и теперь на рынке представлен «Балет 2000».

кстати тональник "Балет" был очень даже приличный по качеству
чтобы не создавалось
— достаточно было комбинировать его с нежирным увлажняющим кремом

а наборы Ruby Rose продаются до сих пор
я таким огромным "трёхэтажным" до сих пор иногда пользуюсь

ЗЫ — присоединяюсь к фанатам "Кря-кря"
такой вкусненький))

Порошковая пудра по степени измельчения и виду отдушки делилась на четыре группы:
высшего качества — «Восток», «Бархатистая», «Балет»;
группы А (хорошего качества) — «Красная Москва», «Кремль», «Эллада», «Сказка»;
группы Б (средняя) — «Маска», «Камелия», «Шипр»;
группы В (массовая) — «Кармен», «Сирень», «Фиалка».

Пудра «Ленинградская» для нормальной и жирной кожи. Любопытны рекомендации того времени по нанесению пудры: «Пудру можно накладывать в следующей последовательности: сначала припудрить подбородок, затем окружности рта, щеки, лоб, нос. Употреблять для этой цели пуховки негигиенично, так как они быстро загрязняются. Лучше пользоваться каждый раз чистым ватным тампоном».

Ну и конечно, парфюм. Выбор духов был значительно лучше, чем ассортимент декоративной косметики. Например, «Красная Москва», она же «Любимый букет императрицы». Эти духи были созданы на фабрике Брокара парфюмером Августом Мишелем в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых и специально для Александры Федоровны.

Дальнейшая история духов и их создателя обычна для Страны Советов. К 1917 году самого главы «Империи Брокара» уже не было в живых. Его наследники благополучно эмигрировали, а старый сподвижник Брокара Август Мишель остался. Поначалу фабрику хотели закрыть, но рабочие, привыкшие к своему делу, пошли к Ильичу, тот принял их в Кремле и фабрику приказал сохранить, назвав Москворецким мыловаренным заводом №2. Главным парфюмером остался сподвижник старого Брокара Август Мишель.

Мишель старательно обучал советских специалистов всему, что знал. В 1922 году он предложил заменить неблагозвучное мыловаренное название на «Новую зарю». В 1925-м Мишель переименовал свои духи в «Красную Москву», а новый флакон и коробку сделал художник Андрей Евсеев. Когда же «красный директор» решил, что Август Мишель больше не нужен, старого парфюмера, верой и правдой служившего новой власти, сослали в места отдаленные, где он и сгинул.

Оцените статью
Профессиональная косметика
Добавить комментарий