Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Не зря про них сказано: « Геммы малы, но они побеждают столетья » (С. Рейнак). Искусство миниатюрной резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, глиптика, известно с глубокой древности. При этом, резные миниатюры, называемые геммами, могут быть двух типов – с выпуклыми изображениями (это камеи) или с вырезанными (инталии).
Инталии в качестве печатей
Инталии – более древний вид резьбы, и свой расцвет они пережили очень давно. Вырезали инталии на одноцветных камнях обычно всегда с практической целью – для использования в качестве печатей. На мягкой глине или воске проставляли оттиски, опечатывая таким образом помещения, запечатывая письма и документы. А также штамповали некоторые вещи, отмечая тем самым их принадлежность владельцу инталии.
Резьба миниатюрных инталий – дело непростое, резчик должен хорошо представлять себе, как будет выглядеть перевернутый оттиск. В качестве материала для инталий чаще всего используют разновидности кварца: сердолик и красноватый халцедон, а также горный хрусталь.
Камеи — предметы роскоши в Древней Греции
Геммы Александрии
Первыми, кто начал работать с камеями на основе полихромного сардоникса, были безымянные греческие мастера-резчики по камню, служившие при дворе Птолемеев в Александрии. По части глиптики это были большие мастера, даже самые ранние их работы с камеями были выполнены виртуозно.
Целый ряд созданных ими работ стали знаменитыми шедеврами. К ним относят уникальную «Камею Гонзага», «Чашу Фарнезе», «Кубок Птолемея» и другие.
Самой блестящей их работой, признанной шедевром на все времена, стала «Камея Гонзага», хранящаяся в Эрмитаже.
Прекраснейшая камея, одна из самых крупных. На ней вырезано два профиля – мужской и женский. Скорее всего, это Птолемей II и его жена Арсиноя, являющаяся также и его сестрой.
Эта камея не избежала судьбы многих исторических реликвий: семь раз она переходила от одного владельца к другому, пока не оказалась в Петербурге. Ее в 1814 году подарила российскому императору Александру I Жозефина после поражения Франции в войне с Россией.
Глиптика в Древнем Риме
После падения царства Птолемеев (30-ый год до н.э.) закончилась эпоха эллинизма, и греческие мастера стали трудиться на благо Римской империи, которая с успехом впитала культуру Древней Эллады, в том числе и глиптику. Но воспроизводя у себя ее лучшие образцы, римские резчики стали во множестве создавать портретные и многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими героями.
Постепенно в истории глиптики наступил новый период, в котором оформился новый стиль. Теперь основной сюжетной линией стал триумф императора, а в технике предпочтение стали отдавать более строгим и графичным двуцветным композициям — белым силуэтам на темном фоне.
На этой двуцветной камее изображен император Август в окружении реальных исторических личностей и римских богов.
Эта камея — самая большая камея в мире. Наполеон I назвал ее «Великой камеей Франции». Изготовлена камея в период правления императора Тиберия в его честь на основе пятислойного сардоникса. На ней в трех рядах расположены более 20 фигур. Император Тиберий с женой Ливией изображен в окружении своих родственников и богов, вырезанных с ювелирной точностью, а у них под ногами – побеждённые германцы и даки со своими женщинами и детьми.
Понятно, что миниатюрная резьба по камню совсем не простое дело, требующее большого мастерства и терпения. Помимо этого, мастер должен уметь разглядеть в камне красоту, предугадать, как внутри него расположены слои. Сам процесс резьбы очень длительный. На создание одной камеи могут уйти даже не месяцы, а годы упорного труда. Специалисты сравнивают процесс изготовления одной большой камеи со строительством целого собора. Видимо, надо очень сильно любить свое дело, чтобы этим заниматься.
Но, несмотря на все эти сложности, из-под резцов античных мастеров вышло много прекрасных экземпляров, настоящих произведений искусства. И все последующие годы они остаются идеалом красоты и совершенства, к которому стремятся многие мастера глиптики.
В центре креста размещена довольно большая камея, на которой изображен император Август. Крест этот был подарен древнейшему и знаменитому Ахенскому собору германским императором Оттоном III.
Камея Blacas — необычно большая древнеримская камея. На основе четырёхслойного сардоникса вырезан профиль императора Августа, возможно от 20-50 гг н.э.
Лучшими коллекциями камей обладают музеи Вены, Парижа и Санкт-Петербурга. Во многом благодаря стараниям Екатерины II, обожавшей камеи и коллекционирующей их, собрание античных камей Эрмитажа — одно из крупнейших в мире. И сегодня великолепные интерьеры его парадных залов впечатляют самых изысканных ценителей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
—Ссылки
—Метки
—Рубрики
- живопись искусство (17666)
- путешествуем по миру (5762)
- россия (1147)
- замки (1289)
- иллюстрация (1235)
- анималисты (866)
- жанровое (496)
- современные художники (425)
- ювелирные изделия (419)
- соборы и храмы (398)
- русские художники (352)
- антиквариат (308)
- западные художники (265)
- история россии (238)
- посуда (207)
- статуэтки (192)
- сюрреализм (134)
- гифки (108)
- религия (102)
- русские художники пейзажисты (72)
- интересное (35)
- видео (12)
- итальянские художники (7)
- креотив (3)
- московский кремль (1)
- (0)
- (0)
- (0)
- (0)
—Цитатник
Роман Романов. На картинах — времена года Романов Роман, родился в 1966 г. в Сибирском гор.
Виноград в живописи 3 Часть Зинаида родилась 10 декабря 1884 года. В автобиографии, написанной.
Портреты животных от Аннели Йоханссон Аннели Йоханссон (An.
Творчество современного художника Николая Солодова Творчество современного художника Николая С.
Замки Румынии:Пелеш(Castelul Peleş) Замок Пелеш.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Пятница, 15 Декабря 2017 г. 14:44 + в цитатник
Костюм Древнего Рима(2).Украшения
В Древнем Риме любили и почитали жизнь и красоту, и поэтому всячески их ценили и подчеркивали. У римлян были свои верования и традиции. Они верили, что бижутерия это не только хороший способ дополнить свой наряд, но и защитить себя от злых сил. Форма украшений всегда имела скрытый смысл, так же как и материалы, из которых они были сделаны. Уникальность древнеримской бижутерии состоит в том, что даже используя формочки для отлития украшений из металлов, они всегда были неповторимы, в них вкладывали ручной труд, каждая деталь изготавливалась мастером с упорством и отменным художественным вкусом.
Материалы, которые использовали для изготовления украшений в Древнем Риме: драгоценные металлы (золото, серебро, бронз); железо; драгоценные камни (сердолик, агат, халцедон, кварц, яшма, изумруд, гранатовый камень и др.); жемчуг; стекло; кость; мрамор и др.
На первом этапе развития древнеримской цивилизации, то есть в эпоху Республики (509-27 года до н. э.), к украшениям относились довольно сдержанно. Строгие законы против роскоши не позволяли проявить страсть к золоту и аксессуарам в полной мере, однако, многочисленные военные успехи Рима обеспечили приток богатой добычи, что существенно повлияло на моду.
В эпоху Империи (с 27 года до н. э. по 476 год н.э.) ювелирное дело в Риме достигло расцвета, а мужчины и женщины могли свободно демонстрировать свои драгоценности.
Ассортимент мужских украшений Древнего Рима долгое время ограничивался простыми металлическими перстнями с печаткой, которые носили обычно на безымянном пальце левой руки, а также фибулами или пуговицам, выполнявшими сугубо практические функции.
В более позднее время, когда в моде царила показная роскошь, мужчины украшали руки золотыми перстнями с драгоценными и полудрагоценными камнями, на которых вырезались художественные орнаменты или фигуры. Камни с вырезанными профилями назывались геммами и в Древнем Риме пользовались огромной популярностью, как у мужчин, так и у женщин. Вставляться геммы могли в перстни, серьги и ожерелья.
Из драгоценных материалов изготавливались и такие украшения Древнего Рима, как застежки и пряжки. Их стоимость зачастую составляла целое состояние.
Подобно грекам, римляне питали слабость к венкам, которые считались символом триумфа и почета, а вот браслеты использовались довольно редко.
Украшения римлянок отличались разнообразием, которому можно позавидовать. Все они говорили о социальном статусе женщины, о ее положении. Лишь представительницам аристократических семей были доступны золотые украшения и драгоценные камни, в то время как простолюдинки довольствовались стеклянными бусами, серьгами и браслетами из дешевых металлов.
Одними из самых дорогих и ценных камней считались изумруды и жемчуг, который называли «слезами нимф». Ожерелья и серьги, состоящие из гроздьев жемчуга, были самыми желанными для юных девушек и замужних матрон, однако, позволить себе такое украшение могла далеко не каждая из них. Изготавливались серьги также из золота, серебра и их сплава. Нередко жительницы империи вдевали в каждое ухо по нескольку пар серег, дабы продемонстрировать свое высокое положение и достаток.
Браслет для руки римской красавицы
Шею римских женщин украшали самые разные ожерелья и цепочки с кулонами и без них. Ювелиры крупных городов Империи достигли совершенства в изготовлении этих аксессуаров, принимавших самые невообразимые формы.
Изящные женские руки украшались кольцами и браслетами, которые носились не только на запястье, но и на плече. Распространены были и ножные браслеты. Складки платья и накидки драпировались с помощью затейливых фибул и булавок, любили римлянки и цепочки на бедра.
Невероятно популярные женские украшения Древнего Рима – ленты, диадемы и короны, а также шпильки с драгоценными камнями. Тонкостью работы поражают дошедшие до нас гребни, выполненные из слоновой кости и других материалов. Нередко на гребнях вырезались целые сценки из известных мифов и поэтических произведений. Все это было частью прически, которой уделялось немало внимания.
Самые популярные формы амулетов в Римской империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.):
Фаллос (The Phallus)
Фаллос – это символическое изображение мужского полового органа, предмет культа многих языческих религий. В Древнем Риме фаллос являлся символом жизни и роста, защищал от сглаза. Его носили как самостоятельный амулет, так и в сочетании с другими. Фаллос клали под колесницу полководца-победителя, чтобы защитить от зависти богов или его приближенных. Этот амулет изготовляли из всех возможных материалов.
Булла (The Bulla)
Этот амулет оберегал от злых духов. Внутрь буллы клали разные предметы вроде фаллоса. Рабы не имели права носить такой амулет. Чаще всего буллу носили мальчики с девятого дня жизни.
Лунула (The Lunula)
Символ луны, который связан с женским циклом и беременностью. Носили этот амулет девочки с дня рождения и до самой свадьбы. Иногда носили его и мужчины. В комбинации с колесом означал символ солнца, с фаллосом – символ женского плодородия.
Геркулесовый узел (The Hercules Knot)
Защитный амулет, еще его называли “Узел любви”. Известен еще с Древнего Египта. Это свадебный символ, который присутствовал в защитном поясе невесты и должен был быть разорванным женихом. Геркулесовый узел символизирует девственность невесты и связан с плодовитостью Геркулеса и богини луны Дианы.
Колесо (The Wheel)
Этот амулет известен с 3, 4, 6, 8 и 12 спицами. Символизирует солнце. Существует и другая теория – колесо являлся символом любовной магии, служил для привлечения противоположного пола.
“Злой глаз” (The Evil Eye)
Украшение в форме глаза или с его изображением защищало от сглаза.
На фото — бронзовый перстень I в. до н.э.- I в. н.э.
Кольца Древнего Рима
В конце третьего века сенаторы и служащие армии имели право носить перстни – эту привилегию они получали в качестве военного отличия. К концу Республиканского периода (510 – 27 г. до н.э.) право носить кольца получает и гражданское население. Некоторые кольца были не просто украшениями, но и служили печатями. Очень часто их носили на мизинце.
В Древнем Риме очень популярными украшениями были геммы. Это камни, из которых вырезаны профили. Геммы вставляли в перстни, ожерелья, серьги.
Драгоценные материалы использовались также для изготовления застежек и пряжек.
Большое значение у римлян играли венки, которые считались символом почета и триумфа.
I в. до н.е.- I в. н.е.
1 – золото и черная яшма;
2 – змеевидный золотой перстень;
3 – золото и сердолик.
I — II в. н.э.
1 – серебро и золото, кольцо на мизинец;
2 – золото и зеленый халцедон.
III-IV в. н.э.
1 – Золотой перстень с печатью;
2 – золото и жемчуг;
3 – серебро и агат.
Браслеты Древнего Рима
1 – золотой браслет с змеиными головами, II-III в. н.э.;
2 – серебро, II в н.э.;
3 – золото и камеи, I-II в. н.э.;
4 – золотой браслет с изображениями месяца, листвы, животных – IV в н.э.
Серьги Древнего Рима
1 – золото и гранат II в. н.э.;
2 – золото и жемчуг I-III в н.е.;
3 – золото и стеклянные бусины II-III в. н.э.;
4 – золото, кварц и зеленое стекло, I-II в н.э.;
5 – золото и сердолик, I-II в. н.э.
Ожерелья Древнего Рима
Ожерелья делали из бусин, с медальонами и смешанные.
1 – ожерелье из стеклянных бусин, I в. до н.э.;
2 – золотое колье с медальоном с вставленной монетой Флавия Валента, IV в. н.э.;
3 – золото и бусины из сердолика, II в. н.э.
Медальоны Древнего Рима
1,2 – стекло и золото I в. н.э.;
3 – бронзовый медальон в форме Медузы Горгоны – I-III в н.э.;
4 – янтарный медальон-амулет в виде гладиаторского шлема II-III в. н.э., найден в Лондоне, Англия.
Медальоны с геммой Древнего Рима
Медальоны с геммой – камень в оправе, с врезанными изображениями (инталии) и с барельефными выпуклыми изображениями (камеи).
1 – портрет Германика Юлия Цезаря I в. н.э.;
2 – гемма с головой Сириуса (собачья звезда) I в. до н.э.;
3 – портрет Септимия Севера II-III в н.э.
Украшения для волос Древнего Рима
1 – игла для волос в виде рыбы, золото, III-IV в. н.э.
2 – игла для волос в виде руки, золото.
3 – сложный орнамент, украшенный жемчугом и камнями.
Фибулы Древнего Рима
С помощью фибул застегивали и украшали одежду. Чаще всего их изготавливали из бронзы, но иногда встречаются серебряные и золотые варианты.
1 – бронз, II-III в н.э. Найдена в Британии. Сохранилась оригинальная краска в центре;
2 – бронз, арбалетовидная фибула, с утерянной иглой – III-IV в. н.э. Предназначена для толстого материала, обычно застегивали на плече.
Сегодня такие украшения если и продаются где-то, то стоят очень дорого, ведь это не законно продавать исторический предмет. В первую очередь подобная находка должна попасть в музей, а не в частную коллекцию, чтобы многие люди смогли насладится красотой и мастерством Древнего Рима.
На раскопках римских объектов нам часто попадались стеклянные, каменные бусины и бисер из кости, но вот полностью сохранившееся украшение найти достаточно тяжело. История порой может быть скучной, но не в этом случае – ведь кто бы отказался хотя бы минуту подержать в своих руках такое древнее чудо? Любовь к роскоши и люксу все еще живет и расцветает, ювелиры всего мира заимствуют идеи древних и вкладывают что-то свое, и однажды, археологи будущего будут находить бижутерию наших дней, а домашней работой студентов по специальности будет сравнительный анализ украшений разных эпох, включая нашу. Как думаете, кто окажется более великим в ювелирном деле – наш 21 век или древние римляне?
литература:
Kathia Pinckernelle: The Iconography of Ancient Greek and Roman Jewellery, 2005.
Reynold Alleyne Higgins: Greek and Roman Jewellery, 1980.
ВЛАДИВОСТОК, 28 июня. /ТАСС/. Приморская картинная галерея во Владивостоке в рамках ежегодных дней Эрмитажа представила выставку "Шкатулка матроны" с драгоценными украшениями из Рима I-III века нашей эры. Экспонаты можно будет увидеть до 29 сентября, сообщила замдиректора картинной галереи Наталья Левданская на пресс-конференции перед открытием выставки.
"Первым опытом погружения в античность была выставка кратера (сосуд) со сценой жертвоприношения IV века. Потом у нас выставлялась мраморная голова Ареса, но все это были выставки одного шедевра. В этот раз мы позволили себе "наглость" предложить Эрмитажу привезти нам камерную выставку сразу с несколькими экспонатами, чтобы дать нашим зрителям более полное представление об этой эпохе", — сказала Левданская.
На выставке, в частности, представлен комплект женских украшений. В него, по словам директора галереи Алены Даценко, входят кольца, серьги, браслеты, булавка для волос и ожерелья. Экспозицию разместили в сейфовой комнате, которую можно посетить только во время экскурсии с сотрудником галереи. "Само здание было построено в 1903 году сразу с этой комнатой. В советское время здесь располагалась сберкасса, которая использовала ее для хранения денег. Буквально три года назад эта часть дома была передана Приморской картинной галерее, и в дальнейшем мы планируем использовать комнату именно для особо дорогих или ценных выставок", — сообщила ТАСС Даценко.
Эрмитаж не часто вывозит ювелирные украшения в другие музеи из-за их хрупкости, пояснила журналистам научный сотрудник петербургского музея Ольга Горская. "В ту эпоху в золото не принято было добавлять примеси, которые сегодня делают его ковким и прочным, поэтому 980-я проба была самой распространенной даже в ювелирных изделиях. А чистое золото — довольно хрупкий материал, и сотрудники Эрмитажа всегда особенно переживают, когда его нужно перевозить. Достаточно небольшого усилия, чтобы просто сломать, например, тонкую пластину. Именно поэтому мы благодарны нашей команде упаковщиков, которые сделали индивидуальную безопасную упаковку для каждого экспоната", — отметила Горская.
Неизвестные авторы и владельцы
При этом ни пробы, ни клейма автора на представленных украшениях нет. По словам научного сотрудника музея, это распространенная практика тех времен, узнать имя мастера удается крайне редко, и обычно идентификация проходит по другим источникам. Та же ситуация и с владельцами украшений: имена обладателей по сей день неизвестны.
"Изделия были найдены неизвестно кем в различных частях мира — на территории современных Турции, Украины, Италии и современного Крыма. Они попадали в частные коллекции людей, кто-то из них был коллекционером, а кто-то просто торговал ими, но, в конце концов, разными путями они все попали в Эрмитаж. Однако из-за того, что нашли их не ученые, которые могли бы дать нам дополнительную информацию об археологическом контексте места, мы оказались лишены истории этих сокровищ", — отметила Горская.
Среди экспонатов — золотой ключ-кольцо от шкатулки для украшений. Подобные изделия обычно делали из более прочных металлов, чтобы снизить вероятность их стачивания. Почему владелица выбрала именно золото — точно неизвестно.
Пока выставки Эрмитажа проходят в существующих помещениях Приморской картинной галереи. К концу 2023 года во Владивостоке планируют создать большой культурный центр, который объединит под одной крышей филиалы четырех крупных музеев — Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа и Музея Востока. Выставочные площади займут более 4 тыс. кв. м. Их планируется распределять так, чтобы центром пространства оставалась экспозиция русского искусства, которая будет представлена одним или несколькими блоками.